19.11.2012

Мастер Бертрам (1340-1415)

Во второй половине 14 века художественная жизнь Священной Римской империи концентрируется в двух центрах — при королевском дворе в Праге и на северо-западе, в Гамбурге, Кельне. Именно на севере Германии в больших торговых городах Ганзейского союза наступает расцвет алтарной живописи. Разбогатевшие католические ордена, накопившие огромные богатства монастыри окружали себя всевозможной роскошью. Появление грандиозных створчатых алтарей было связано с усилением пышности и парадности обрядов богослужения.

Для многих немецких мастеров алтарных композиций чешская живопись второй половины 14 века была образцом для подражания. Следы влияния этого аристократического и изысканного искусства можно заметить и в творчестве Мастера Бертрама.

Художник родился около 1340 года (по другим источникам — в 1345) в Линдене (Вестфалия) и около 1367 года пришел в Гамбург, о чем упоминают источники. По-видимому, к этому времени он уже был сложившимся художником. Ему приписываются три больших произведения, но только одно из них документально зафиксировано как работа Мастера Бертрама. Это грандиозный Грабовский алтарь 1379 года, сделанный для церкви святого Петра в Гамбурге (сейчас он находится в Кунстхалле в Гамбурге). Алтарь, закрытый двумя парами створок, раскрывался только в праздничные дни, во время богослужений. Поэтому его внутренние части отличались особенной красотой и нарядностью. Он представляет собой один из самых богатых скульптурных ансамблей Северной Европы. Его ширина — более семи метров, он содержит семьдесят девять резных фигур. На внутренних створках алтаря (живопись на внешних створках погибла) представлен цикл картин из двадцати четырех композиций на библейские и евангельские сюжеты. Композиция каждого клейма предельно упрощена, тяжелые массивные фигуры выполнены пластично. Наиболее отчетливо своеобразие стиля Мастера Бертрама выступает в клеймах, повествующих о создании мира. Семь раз изображает художник бога-отца, его монументальная фигура заполняет почти все поле картин, четко выступая на золотом фоне. С наивной повествовательностью Мастер Бертрам изображает творца, создающего мир, отделяющего сушу от воды. При этом создатель стоит, упираясь большими ступнями в кафельный пол. В другой композиции бог создает животных и птиц, которых художник старательно пишет, отмечая их характерные особенности и проявляя большой интерес ко всему живому. Пейзажи на заднем плане отсутствуют, а золотой фон, заполняя каждое клеймо, лишает художника возможности создать некое подобие перспективы. Цвет алтарных клейм локальный, но он помогает передать форму, объем и особенности предметов. Мастер по-новому, более реально изображает человеческую фигуру, снабжает картины множеством реалистических (пусть наивно трактованных) подробностей. Это огромный шаг вперед по сравнению с живописью 13 — начала 14 века. Судя по дошедшим до нас примерам, алтарные композиции представляли собой скорее увеличенные книжные миниатюры. Только во второй половине 14 века, и в частности в творчестве Мастера Бертрама, алтарная живопись приобрела свой собственный язык.

Скульптура и живопись Грабовского алтаря очень близки стилистически. Но документальные источники называют Мастера Бертрама живописцем, и, наверное, нет причины считать его также автором резных частей алтаря (хотя такие случаи известны). Возможно, эта близость объясняется тем, что резчики могли работать в его мастерской.

Алтарь Петра — самое важное и самое крупное произведение художника. В случае с другим, явно в его стиле написанным алтарем со страстями Христа из Ганновера, собственноручная работа Мастера Бертрама не доказана.

Изображая человека, художник еще не способен передать его духовный мир. Отражение реальности носит, скорее, характер описательный. Но интерес художника к окружающему миру, к человеку, к точному изображению предметов, животных и птиц открывает его последователям красоту окружающего мира.

Творчество Мастера Бертрама начинает период расцвета живописи на севере Германии.

Е.Либман
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.