19.11.2012

Цыплаков, Виктор Григорьевич (1915-1986)

"Судьба художника порой складывается так, что слава приходит к нему с первых творческих шагов. Нечто подобное случилось с В.Г.Цыплаковым. Его незаурядный путь к искусству начался с прекрасной дипломной работы "В.И.Чапаев", написанной в 1942 году в Самарканде, куда был эвакуирован Московский художественный институт". Этими словами начинает свою статью к каталогу посмертной выставки Цыплакова Б.С.Угаров.

И действительно, сын сельского кузнеца, в 18 лет впервые увидевший репродукцию с рисунка Леонардо да Винчи в полиграфическом техникуме Изогиза, Цыплаков удивительно быстро становится зрелым мастером.

Уже в дипломной работе "В.И.Чапаев" (1942), написанной в традиционном жанре тематической картины, художнику особенно удается свет, пронизывающий все изображение. Картина оставляет ощущение пленэрной "свежести" — качество, не характерное для официально-парадного искусства 1940-50-х годов.

Жанр пейзажа наиболее органичен таланту художника. "Подобно К.Коровину и В.Серову он ценил эстетику серого цвета, красоту серебристых тонов, особенно выразительных в зимних пейзажах. Вместе с тем он очень дорожил контрастами холодных и теплых тонов, яркостью и напряженностью цветового строя..." — так характеризовал живопись Цыплакова М.В.Алпатов.

Одна из лучших пейзажных работ — "Мороз и солнце". В этой работе с наибольшей полнотой выразились владение художника колоритом и умение передать свет. Не случайно Цыплаков копировал Сурикова, его знаменитый снег в "Боярыне Морозовой". Обращаясь к этому мотиву, художник, несомненно, вспоминает "Март" И.И.Левитана и "Мартовский снег" И.Э.Грабаря. Цыплаков избирает горизонтальный формат, придающий пейзажу спокойствие и статичность. При общей монохромности пейзажа художник дает несколько цветовых пятен, которые создают колористическую гармонию. Ощущение равновесия и цельности изображения достигается тем, что он помещает точку схода перспективы в центре картины. Атмосфера светоносности и напоенности воздухом, исходящая от полотна, передается звонким желтым пятном саней и темно-вишневым пятном капора девочки, голубыми тенями на снегу.

Среди произведений Цыплакова пейзаж, портрет, бытовой жанр, тематическая картина. И ни один из жанров нельзя назвать случайным в его творческой биографии. Обращаясь к военной теме — теме подвига Зои Космодемьянской, художник трактует ее образ иначе, чем в ранее созданном произведении Кукрыниксов. Композиция картины "Зоя Космодемьянская (Допрос)" построена на сопоставлении темных, данных силуэтом фигур фашистов и ярко освещенной фигуры девушки, входящей в комнату. Ее порывистое движение вперед, навстречу судьбе, приводит в замешательство врагов. Художник в этом произведении нарочито отказывается от каких-либо источников света, кроме света лампы, создавая атмосферу безвоздушности, драматической напряженности происходящего. Картина стала хрестоматийной в истории советской живописи.

Творчество Цыплакова наполнено реминисценциями западноевропейской классической живописи. Так, работа 1940 года "Утро" является результатом увлечения Вермером: здесь и предметы натюрморта, и использование мотива отражения в зеркале, и постановка женской фигуры, повернутой спиной к зрителю.

Начиная с "Автопортрета с женой" П.П.Кончаловского в советском искусстве сложилась определенная традиция "обыгрывания" в своем творчестве известных классических произведений. Так, Цыплаков обращается к традиционному изображению "ню". В работе "Тося" (1940) отсутствует тонкая ирония П.П.Кончаловского, Цыплаков предельно серьезен и тщателен в опыте создания своей версии классической композиции, что придает картине оттенок претенциозности.

Работы последнего периода главным образом представляют собой портреты и пейзажи, среди которых автопортреты можно выделить особо. В автопортрете 1985 года на фоне деревенского пейзажа крыльцо дома образует естественную раму портрета и придает ему известную интерьерность.

Работа на пленэре всегда составляла основу его творчества. Недаром в своих беседах со студентами художник не уставал повторять: "Сложность живописи — передать свет в пространстве. Сейчас это редко кто может". Этому мастерству он стремился научить студентов Суриковского института. Всегда внимательный к своим ученикам, художник говорил: "Мой метод в том, чтобы наблюдать, как развивается талант, не мешая. Легко сбить художника с собственного пути".

Талант В.Г.Цыплакова получил признание, ему было присуждено звание народного художника РСФСР, он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Т.Бушкова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.