19.11.2012

Абдурахманов, Фуад Гасан оглы (1915-1971)

В дореволюционном Азербайджане практически не было скульптуры — мусульманская религия запрещала изображение живых существ. Поэтому в Баку, большом промышленном, экономически развитом городе не было ни одного памятника.

После революции по ленинскому плану монументальной пропаганды в Азербайджане стали создаваться памятники, а в Баку открылась первая художественная школа, которая готовила живописцев и скульпторов. Одним из ее учеников был Фуад Абдурахманов.

Фуад Абдурахманов родился в старинном живописном городке Нухе в северо-западной части Азербайджана. Город славился своими народными промыслами — вышивкой, набойкой по шелку, резьбой по дереву и камню, а росписи нухинского шахского дворца — шедевр искусства 18-19 веков. В школе, где учился Фуад, учитель обратил внимание на тягу мальчика к рисованию и лепке и уговорил родителей учить сына изобразительному искусству. Семья переезжает в Баку, где находился единственный в республике художественный техникум, в котором с 1929 года стал учиться Абдурахманов. Скульптуру в техникуме тогда еще не преподавали, но Фуад много лепит сам и с 1934 года уже выставляет свои работы. В 1935 году исполнилась мечта молодого художника — он поступил на скульптурный факультет Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Абдурахманов был первым азербайджанским студентом Академии. По семейным обстоятельствам Фуаду пришлось прервать учебу и вернуться в Баку. За время его отсутствия в республике произошли большие перемены — активизировалась художественная жизнь, началось широкое строительство, художники и скульпторы стали получать государственные заказы. В 1940 году к 800-летию азербайджанского поэта Низами Гянджеви был объявлен всесоюзный конкурс на создание проекта памятника. Проект Абдурахманова был признан лучшим. Для того чтобы создать правдивый точный образ Низами, скульптор изучает не только творчество поэта, но и эпоху, в которой он жил. Абдурахманов ищет простые, лаконичные пластические формы, стремится к монументальности и ясности образа. Великая Отечественная война прервала работу над памятником.

Тема героизма, любви к Родине была главной темой искусства той поры. Фуад Абдурахманов создал большую портретную галерею участников войны, а также серию рельефов, изображающих легендарных героев азербайджанского народа Кёр-оглы, Бабека, Джеваншира и др.

В 1944 году Абдурахманов смог возобновить работу над памятником Низами, но теперь уже для Кировабада — родины поэта. Прошедшие со дня создания первого проекта годы не прошли даром — возмужал сам автор, изменилось его мировосприятие, прибавился творческий опыт, выросло мастерство. Скульптор начал делать все заново, старый проект уже не удовлетворял его. Открытие памятника состоялось в апреле 1946 года. Бронзовая фигура на высоком мраморном постаменте хорошо читается на фоне зелени и неба. В памятнике есть подлинное величие и монументальность, точность линий, уверенная лепка. Поэт изображен в движении, тонко проработано лицо, хорошо найдены пропорции фигуры и общий силуэт. В памятнике отражены нравственная красота великого гуманиста, глубина его внутреннего мира. За создание этого произведения автор был удостоен Государственной премии СССР.

В 1946 году Абдурахманов возобновил работу над памятником Низами для Баку. Если в кировабадском монументе много деталей национальной принадлежности — чалма, узорчатая кайма одежды, то здесь автор во имя большей монументальности, цельности образа отказывается от лишних драпировок, конкретных деталей. Темная бронзовая шестиметровая фигура хорошо сочетается с постаментом из красного гранита. Памятник открыт в 1949 году.

В послевоенные годы, в связи со строительством и украшением городов в Азербайджане много создавалось монументальной скульптуры. Абдурахманов выполнил еще два заказа для Баку — памятник Герою Советского Союза генерал — майору Ази Асланову и композитору Узеиру Гаджибекову для колоннады перед консерваторией.

В 1950-е годы Абдурахманов много работает в станковой скульптуре, создает интересные психологические портреты. Один из них — портрет художника С. Бахлулзаде, выполненный с натуры, точно передает необычный тип нервного лица, своеобразие натуры творческого человека.

Скульптор много ездил по республике, подолгу жил в колхозах, создавая образы простых тружеников Азербайджана. За работу "Чабан" (1951) он был вновь удостоен Государственной премии СССР.

С 1952 по 1956 год Абдурахманов жил и работал в Москве. К этому времени относится работа над образом В.И.Ленина, памятником Олегу Кошевому, создание бюстов вождей Монголии Сухэ-Батора и Чойбалсана, установленных в Улан-Баторе.

В 1961 году в Баку в небольшом сквере установлена скульптура "Освобождение". Это образ раскрепощенной азиатской женщины, сбрасывающей с себя вековой гнет традиции, уклада жизни. В фигуре снимающей чадру женщины — приподнятость, устремленность вперед, героический пафос.

В творчестве Фуада Абдурахманова много произведений, посвященных великим мыслителям Востока. В 1964 году в Душанбе установлена его скульптура Абу Абдулло Рудаки.

В 1956 году был объявлен конкурс на памятник Ибн Сине (Авиценне) для Бухары, на котором Абдурахманов получил первую премию. Это одна из последних работ скульптора, в нее он вложил весь свой талант и мастерство, весь накопленный годами опыт. Абдурахманов смог создать психологически сложный образ великого ученого, достигнув эпической монументальности, высокого эмоционального напряжения, классической точности форм, строгого силуэта. Памятник был установлен в Бухаре, на одной из центральных площадей города в 1975 году, уже после смерти скульптора.

Фуад Абдурахманов прожил плодотворную творческую жизнь. Созданные им памятники украшают многие города страны. Его творчество было высоко оценено: Абдурахманов — лауреат Государственных премий СССР, народный художник Азербайджанской ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР. В мастерской скульптора в Баку открыт музей его творчества.

Е.Романенко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.