Перроно, Жан-Батист (1715-1783)
18 век во французской культуре — эпоха блестящего расцвета жанра портрета. На первый план в искусстве выступает проблема отображения личности человека во всей ее индивидуальной неповторимости, во всем многообразии внутреннего мира. Один из замечательных мастеров французского реалистического портрета середины 18 столетия — Ж. — Б.Перроно.
О жизни Ж. — Б.Перроно нам известно совсем немного. Он брал уроки живописи сначала у живописца Натуара, который, вероятно, и обучил его технике пастели, затем учился гравированию у Карса. Перроно начинал работать именно как гравер, но вскоре отошел от этой техники и обратился к пастели, хотя выполнил также целый ряд портретов маслом. В 1753 году Перроно был принят в число членов Королевской Академии художеств. Однако его судьба, судя по всему, не была легкой. Современная критика часто бывала к нему неблагосклонной, иногда даже несправедливой. Дидро высказывал по поводу его искусства незаслуженные упреки. Перроно не принадлежал к числу модных портретистов, он не удостоился придворных заказов, модели его портретов — это, как правило, люди среднего достатка, провинциальные дворяне или буржуа. В поисках заработка Перроно пришлось много скитаться по свету. Он переезжал из одного города Франции в другой, бывал в Голландии, Италии, Англии, сохранились даже свидетельства о том, что он добрался до далекой России. Перроно работал медленно и вдумчиво, был требователен к себе, отличался скромностью и большим трудолюбием. Заказчики его портретов пишут о том, что художник заставлял их подолгу позировать, стремился к точности и правдивости изображения.
Ж. — Б.Перроно и его старший современник М. Кантен де Латур были соперниками в глазах современной публики и критики. На выставках Салона их работы экспонировались рядом. Слава Латура в какой-то степени затмила индивидуальность Перроно. Действительно, Латур оставил нам в своих портретах широкую панораму эпохи, запечатлел людей, которые составили славу французской культуры. Идеал Латура — личность энергичная, волевая и интеллектуальная, он подчеркивает в человеке активное начало.
Однако хотя Перроно и не отличается широтой охвата Латура, талант его не менее оригинален, он нашел в искусстве свой путь. Перроно — художник гораздо более лиричный, задушевный, созерцательный, а его владение техникой пастели поистине виртуозно и, пожалуй, даже превосходит мастерство Латура. В пастелях Перроно больше свободы и легкости цвета, живой вибрации тонов. Светлая красочная гамма, бархатисто-матовая фактура, нежные градации цветовых переходов, живой, гибкий и трепетный мазок — все это удивительно соответствует самому характеру дарования художника, которое отмечено поэтичностью и тонкостью в передаче эмоций.
Произведения Перроно отличаются простотой композиционного построения. Он избрал тип погрудного, реже поясного портрета небольших размеров, который остается почти неизменным на протяжении всего творческого пути художника. Его работы камерны и интимны. В них нет ни пышных аксессуаров, ни великолепия придворных костюмов, ни роскошных деталей обстановки. Художник не любил внешних эффектов и преувеличения. Его интерес сосредоточен прежде всего на лице человека, на его внутреннем мире и эмоциях. При всем разнообразии моделей в портретах Перроно всегда есть нечто общее. Они привлекают своей поэтичностью, меланхолической задумчивостью. Герои его портретов, как правило, смотрят прямо на зрителя, и у нас возникает ощущение непосредственного контакта с ними, доверительного общения.
Перроно очень чуток к своим героям, он умеет увидеть их в живых и непринужденных проявлениях. Может быть, поэтому художнику так удавались образы детей. Дети на портретах Перроно никогда не позируют, они предельно искренни. То они полны задумчивости, как два брата Казенове на портрете из собрания Вильденштейн, то обращают к нам свой ясный, вопрошающий взгляд, как "Мальчик с книгой" из Эрмитажа. Как никто другой, Перроно умел передать в своих произведениях обаяние отрочества и ранней юности. Один из шедевров мастера — портрет девушки (Лувр), который по традиции условно называют портретом дочери рисовальщика Юкье. Художник явно восхищен своей моделью, и его восхищение невольно передается зрителям. Прелестна эта задумчивая девушка с ясными карими глазами, непринужденно грациозен поворот ее головы, выразительна мягкая улыбка, наконец, изящен ее наряд — кокетливый голубой бантик на шее и прозрачные кружева, оттеняющие нежно-розовые краски юного лица. В колорите картины преобладают голубые и белые оттенки, утонченность цветовой гаммы словно отражает одухотворенность самой модели. Портрет дочери рисовальщика Юкье, несомненно, принадлежит к числу самых ярких образов в галерее французских портретов 18 века.
Перроно сумел почувствовать и передать в своих портретах тихую поэзию каждодневного человеческого бытия. Герои его полотен чем-то сродни героям жанровых картин Шардена. Так же как Шарден, Перроно чуток к радостям семейной жизни, он часто писал парные портреты, изображающие супругов. Причем женские образы, как правило, гораздо выразительнее, глубже мужских. Перроно никогда не льстил своим женским моделям. В отличие от многих портретистов первой половины 18 века, таких как Наттье или Токе, он не приукрашивал недостатки женского лица, не прибегал к идеализации образа. Зато художник находил обаяние и одухотворенность даже в некрасивом или стареющем женском лице.
Один из самых глубоких образов Перроно — портрет госпожи де Соркенвиль (1749, Лувр). На портрете представлена уже немолодая женщина, лицо ее немного печально, может быть, устало. В этой женщине нет ни тени кокетства, поза естественна, а взгляд открыт и доверчив. В героине портрета много изящества и грации. Как истинный сын своего века, Перроно чувствует красоту аксессуаров и материала, передает блеск шелка, прозрачность кружев, мягкость бархата. Но изящество костюма не мешает нам увидеть душевную тонкость модели, а лишь подчеркивает ее. На портрете госпожи де Соркенвиль изображена обыкновенная женщина, не имеющая громкого титула, не отличающаяся особыми заслугами. Ее имя мы запомнили лишь потому, что ее представил на портрете Перроно. Художника всегда привлекал простой человек, в котором он нашел то душевное благородство и достоинство, которое делает человека личностью.