19.11.2012

Баратбеков, Юлдашбек (1890-1967)

Один из старейших советских народных мастеров художественной росписи и резьбы по дереву, народный художник Таджикистана Юлдашбек Баратбеков родился в г. Ура-Тюбе (ныне Ленинабадской области Таджикской ССР) в семье ремесленника. Рано проявив способности к художественному ремеслу, он еще в детстве поступает в обучение в мастерскую своего брата, где и приобретает первые знания и навыки профессионального резчика-орнаменталиста.

Став к 1908 году достаточно известным мастером, Баратбеков начинает самостоятельную работу, выполняя заказы по оформлению интерьеров чайхан и жилых домов, но в 1920 году красноармейцем уходит на фронт и возвращается к ремеслу только спустя три года. В 1924 году он поступает в артель резчиков "Красный труд" в Ура-Тюбе, где и продолжает работать до конца жизни.

В первые советские годы в среднеазиатских республиках формируется на новой основе характерный для местного искусства синтез декора и архитектуры. Использование сетчатых кессонов потолка, ажурных ганчевых панно, росписей в традиционном стиле позволяет архитекторам и художникам при помощи привычных здесь художественных приемов декорирования создавать интерьеры принципиально нового назначения.

В связи с повсеместным строительством в Таджикистане различных общественных зданий (клубов, домов культуры, чайхан и т. д.), артель, где работает Юлдашбек Баратбеков, ведет большие работы по их художественному оформлению. Принимая самое живое участие во всех работах артели, особенно широко развернувшихся в конце 1930-х годов, мастер Баратбеков занимается разработкой новых декорационных приемов на основе традиционного таджикского искусства орнаментальной резьбы.

Пытаясь создать новый художественный язык современного декора, Баратбеков использует сочетание различных материалов и техник в рамках одного произведения, соединяя, например, в декоративном панно многоцветный витраж с элементами национальной деревянной резьбы или пробует включать в переплетения геометрического орнамента реалистически разработанные растительные мотивы — колосья пшеницы, хлопковые коробочки и т. д.

И все же при несомненном новаторстве этих творческих поисков наиболее удачными можно считать достижения Баратбекова в разработке новых современных форм национальных бытовых предметов. Именно в декоративно-прикладном направлении искусства резьбы по дереву мастер проявил свой талант с наибольшей полнотой. Так, набор национальной резной мебели, созданный Баратбековым для Всемирной выставки 1936 года в Париже, приносит автору золотую медаль победителя.

Не менее крупная и успешная работа была проделана Баратбековым в 1939 году, когда артель "Красный труд" под его руководством принимала участие в создании и оформлении павильона "Таджикистан" на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

К этому времени окончательно сформировался творческий стиль мастера. Основным художественным мотивом, организующим композиционное построение произведения в целом, выступает здесь мираби — элемент, формой напоминающий рисунок фигурного арочного перекрытия, вокруг которого располагается резной орнамент. Оставив в неприкосновенности основные приемы и особенности традиционного узора таджикской национальной художественной резьбы, Баратбеков на их основе создает бесконечное множество вариаций.

Тогда же, в 1939 году, мастер получает заказ на исполнение в технике резьбы по дереву декоративных ворот центрального входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

За долгую жизнь мастер создал множество произведений, демонстрирующих непреходящую ценность живых народных традиций, воспитал и подготовил более пятидесяти учеников, передав им накопленный опыт и бережно сохраненные приемы национального искусства орнаментальной резьбы. В день 70-летнего юбилея мастеру Юлдашбеку Баратбекову было присвоено звание народного художника Таджикской ССР.

Е.Кучер
Портрет в России. XX век. СПб.: Palace Editions, 2001