Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)
Искусство великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса относится к драгоценному классическому наследию мировой художественной культуры. Оптимистический пафос его произведений, живое чувство красоты бытия не утратили до наших дней силы своего воздействия. Рубенс принадлежал к поколению людей, чье детство и юность прошли в годы тяжелой борьбы Нидерландов за свою независимость против империи Габсбургов. Его родители бежали из родного Антверпена от преследования испанскими властями, и Рубенс родился в городке Зигене в Северной Вестфалии. Вернувшись на родину после смерти отца подростком, Питер Пауль начал обучаться искусству живописи сначала у Тобиаса Верхахта, затем перешел в мастерскую Адама ван Ноорта и через четыре года — к Отто ван Веену. В 1598 году он вступил в члены гильдии св. Луки, а в 1600 покинул Антверпен, отправившись в Италию ради заработка и усовершенствования своего мастерства. Восемь лет пребывания на Апеннинском полуострове не только определили его художественную манеру, но и принесли ему успех и известность, значительно укрепив веру в свои собственные силы. "Автопортрет с Изабеллой Брант" (1609, Мюнхен, Старая Пинакотека), созданный по случаю бракосочетания, в какой-то мере навеян традицией свадебных портретов, идущей от ванэйковской "Четы Арнольфини", знакомит с художником в расцвете его жизни. Невероятная трудоспособность и огромный живописный талант соединялись в нем с широкой любознательностью, образованностью и самодисциплиной.
По приезде в Антверпен в 1608 году Рубенс организовал мастерскую, выполнившую за два десятилетия около трех тысяч произведений. Огромное число заказов, немалая доля которых поступала из других стран, говорит о популярности художника и его мастерской. Рубенс возглавил не просто мастерскую, как то было принято у крупных антверпенских живописцев, а стал главой целой художественной школы в своей стране, где все художники и даже скульпторы так или иначе испытали на себе воздействие его искусства.
Творчество Рубенса отличается универсальной широтой охвата жизненных явлений. Художник работал во всех жанрах: историческом, мифологическом, бытовом, портретном, являясь создателем грандиозных алтарей и торжественных помпезных циклов, плафонных бравурных композиций и лирических камерных пейзажей. Однажды по его эскизам была оформлена праздничная декорация целого города Антверпена, пышно встречавшего приезд нового правителя Южных Нидерландов. Разносторонность творчества была выражением мироощущения художника, видевшего мир в его величественной необозримости, стихийном существовании, в непрестанном движении, становлении и борьбе.
Возникшие в 1611-14 годах, вскоре после возвращения из Италии, "Водружение креста" и "Снятие со креста" (обе работы находятся в соборе Богоматери Антверпена) пронизаны героическим чувством, всей образной концепцией утверждают величие самоотверженного подвига. Рубенс трактует образ Христа как человека мужественного и сильного, борца, а сдержанная скорбь оплакивающих его близких и учеников призвана свидетельствовать родственную ему душевную твердость.
Приподнятый эмоциональный строй свойствен почти всем произведениям Рубенса. Яростным пафосом ожесточенной борьбы, стремительным вихрем ритмов полна "Битва греков с амазонками" (Мюнхен, Старая Пинакотека), где сшибаются в апогее страсти всадники, падают окровавленные тела, как бы слышится неистовое ржание разгоряченных коней, предсмертные стоны и вопли раненых. Однако ужасы войны меркнут перед отвагой и героикой увлеченных битвой людей. Рубенс показывает здесь, как и в большинстве своих работ, блистательное мастерство рисовальщика, знание анатомии, ракурсов, динамики и пластики человеческого тела. Дух борьбы, столь увлекавший и восхищавший художника, воплощен в многочисленных сценах охот, где человек бесстрашно сражается с могучими хищниками. В "Охоте на львов" (Мюнхен, Старая Пинакотека) схватка людей и зверей изображена в момент, когда в вихревом движении сбились вместе люди и животные. Все написано с устрашающей, подчас убедительной достоверностью вплоть до таких подробностей, как содранная когтями львицы кожа на животе охотника. Использование натуралистической детали для чувственной конкретизации при общем декоративном решении композиции, в колористическом строе которой выделены яркие цветовые акценты, стало характерным сенсуалистическим приемом Рубенса как мастера барокко. Рубенс внимательно прослеживает различные проявления чувств человека, их аффекты — от безумного страха до ярости и ликования, передавая их не только в мимике, но динамикой жеста и пластикой всей фигуры. Художник обладал великолепным чувством формы, выразительности движения, пропорций. Феноменальный талант Рубенса — композитора, сочинителя разнообразнейших сцен и рисовальщика кистью, был высоко оценен современниками, приобретавшими зачастую его эскизы с не меньшей заинтересованностью, нежели его полотна. Многие из них сохранились, в том числе к знаменитому циклу "Жизнь Марии Медичи", находящемуся сейчас в Лувре.
Гуманистическая эрудиция, прекрасное знание античной истории, мифологии, литературы постоянно служили Рубенсу источником для создания живописных образов. "Похищение дочерей Левкиппа" (Мюнхен, Старая Пинакотека) может служить примером использования мифологических образов для утверждения собственного эстетического идеала чувственной красоты. Важной художественной проблемой в творчестве мастера стало изображение обнаженного человеческого тела. Передача наготы с ее здоровым чувственным обаянием занимала Рубенса постоянно, сопровождаясь поисками живописно-пластического языка для возможно более жизненного ее воплощения, однако при сохранении некоего идеального аспекта в общей трактовке. Вершиной искусства Рубенса можно считать портрет Елены Фурман в шубке (Вена, Музей истории искусства), в котором найдено удивительное единство индивидуального восприятия обнаженного тела и обобщенного образа в духе античности, так как постановка фигуры идет от античной статуарности.
Рубенс явился создателем барочного типа портрета, в котором модель выступает в ореоле своей социальной значимости. Архитектурный фон, штандарт или занавес становятся необходимым средством аранжировки образа, как, например, в "Портрете Амалии Тальбот" (Мюнхен, Старая Пинакотека). В то же время Рубенс пишет портреты, полные глубокого понимания душевной жизни, проявляя поразительную чуткость к ее нюансам ("Портрет камеристки", Ленинград, Гос. Эрмитаж).
Архитектурные увлечения художника вылились в создание проекта собственного дома в Антверпене, а также в издание альбома "Дворцы Генуи", подготовленного им по рисункам и чертежам, сделанным еще в Италии.
Одно из центральных мест в его искусстве занимает античная тема. Образы античных божеств Рубенс использует постоянно в аллегорических композициях. Античные сюжеты для Рубенса не просто повод для изображения прекрасных фигур, но основа для создания мира его художественных образов, который призван выразить жизнеутверждающий идеал, его мечту о здоровом обществе людей, живущих в тесном единении с природой и по ее законам. Пейзажные работы составляют драгоценную часть творческого наследия Рубенса, как известно, писал он их для себя и не продавал. В большой мере художник продолжает традиции поздних пейзажей Питера Брейгеля. Образ природы неотделим у него от трудов и забот крестьянской жизни. "Ферма в Лакене" (Лондон, Бэкингемский дворец), "Возвращение с полей" (Флоренция, галерея Питти) переносят на землю горячо им любимой, прекрасной Фландрии с ее цветущими лугами, пышными лесами и журчащими ручьями. Рубенс пишет с глубоким чувством уважения крестьянские образы, видя полезность и красоту сельского труда, открывая в своем народе высоконравственные, мудрые начала жизни. В картине "Блудный сын" Рубенс противопоставляет образ заблудшего юноши, просящего корм для свиней у крестьянской девушки (как бы последняя степень падения), всему налаженному существованию деревенского дома с его ухоженным хозяйством, инвентарем, орудиями, животными. Тщательно охарактеризована каждая малость крестьянского быта, говорящая о знании и привязанности к своему народу великого живописца. "Кермесса" (Париж, Лувр) — одно из поздних его произведений, посвященных народной теме, дает панораму веселого празднества фламандского крестьянства, любящего многодневные буйные гульбища.
К числу самых последних работ Рубенса относится его "Автопортрет" (Вена, Музей истории искусства). К тому времени художник был уже давно тяжко болен. Однако только глаза чуть выдают испытываемую им боль. Рубенс оставил свой образ последующим поколениям, отмечая в себе мужество жить, человеческое достоинство и дух независимости. Художник скончался 30 мая 1640 года в Антверпене и был похоронен в церкви св. Якова, где до сих пор сохраняется в капелле, выстроенной его второй женой Еленой, гробница, над которой находится картина Рубенса "Мадонна с младенцем и святыми", им самим к тому предназначенная.