19.11.2012

Пизано, Андреа (1290-1348/49)

Когда в 1336 году Андреа Пизано установил на южном фасаде флорентийского баптистерия Сан-Джованни бронзовые врата, граждане Флоренции встретили это событие с восторгом. Вместе с членами Синьории на торжество прибыли представители Неаполя и Сицилии. До сих пор Флоренция не знала лучшего произведения искусства. Эта слава долгие годы принадлежала созданию Андреа. Ее затмил лишь Лоренцо Гиберти. В 1401 году цех суконщиков объявил конкурс на изготовление вторых бронзовых врат баптистерия. Флорентийцы решили восстановить былую славу города. Победителем конкурса стал Гиберти. Свои врата, над которыми он трудился более двадцати лет, он создал в композиционном единстве с произведением Андреа. Однако в стилевом отношении между этими двумя произведениями пролегает четкая граница. Первое выражает стилистические принципы треченто, второе открывает пути в эпоху кватроченто.

Андреа Пизано был классическим представителем искусства треченто. Основы этого стиля, заложенные и развитые великим флорентийцем Джотто, нашли свое воплощение не только в живописи, но и в архитектуре и скульптуре. Сам Джотто был в первую очередь живописцем, но известны и его архитектурные проекты. Традиция также приписывает ему несколько скульптурных произведений.

Андреа Пизано, попавший во Флоренцию уже зрелым мастером, по всей видимости, был ошеломлен искусством Джотто. Во всяком случае, об этом свидетельствуют произведения Андреа, несущие на себе печать джоттовского влияния.

Биографические сведения об Андреа Пизано до 1330 года практически отсутствуют. Известно, что он родился в небольшом тосканском городке Понтедера. По традиции считалось, что он был учеником Джованни Пизано и работал в его мастерской в Пизе. Однако стилистический анализ произведений Андреа говорит, во-первых, о том, что мастер первоначально прошел хорошую ювелирную школу, а во-вторых — формировался под влиянием сиенской скульптуры. Вполне возможно, что его развитие пошло бы совершенно в ином художественном русле, если бы не переезд во Флоренцию и знакомство с творчеством Джотто.

Итак, с 1330 года Андреа Пизано начинает работу над вратами флорентийского баптистерия. Он отдает этой работе шесть лет и с триумфом завершает ее. Ликование жителей Флоренции имело реальные причины — Андреа Пизано удалось создать величайшее произведение искусства, в котором соединились богатая фантазия художника и высокое мастерство ремесленника.

Однако то, чему научился Пизано у сиенских мастеров, — утонченное изящество линии, композиционная изощренность, — уходит в рельефах флорентийских врат на второй план. Главное здесь — пластическая осязаемость и простота выражения, почерпнутые у гениального Джотто.

Всю плоскость врат Пизано разделяет на 28 прямоугольников. 20 из них изображают сцены из жизни Иоанна Крестителя, а остальные 8 занимают аллегорические изображения добродетелей. Каждая из сценок обрамлена изящным готическим четырехлистником. Всюду заметно нарочитое стремление к упрощению композиции, сказавшееся и в малом числе персонажей каждой сценки, и в строгом ритме расположения фигур. Андреа использует типично джоттовские композиционные приемы — плавный линейный ритм, равновесие объемов, простой замкнутый силуэт. Все это позволило Вазари утверждать, что Джотто якобы делал рисунки для этих рельефов. Это не соответствует исторической истине. Просто влияние Джотто на Андреа было столь сильным, что последний нередко почти целиком повторял композиционные мотивы флорентийского мастера. Так, "Пляска Саломеи" повторяет аналогичную сцену у Джотто в капелле Перуцци в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Еще большее влияние Джотто — в аллегорических фигурах добродетелей, где Андреа старается в технике рельефа воссоздать джоттовские женские типажи.

И все же Андреа Пизано далек от того, чтобы достичь высот драматизма и пластической подлинности Джотто. Трагический сюжет облекается в формы красивого, временами сказочного повествования. Грациозная ритмика, которой позже так восхищался Лоренцо Гиберти, порой слишком увлекала Андреа Пизано. Именно в ней находили выход готические веяния, влиянию которых подвергался скульптор в свои ранние годы в Сиене.

Андреа Пизано, как и большинство его современников-художников, не был чужд архитектурному творчеству. Известно, что баптистерий в Пистойе строился по проекту Андреа. Он же принимал участие в строительстве собора в Орвието (1347-48). Наконец, главным архитектурным детищем Пизано стала башня-кампанила при флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре. Здесь Андреа опять шел по стопам Джотто. Последний в 1344 году стал главным архитектором собора и создал проект знаменитой впоследствии башни. Но Джотто удалось возвести лишь цокольный этаж. После его смерти Андреа взял на себя руководство строительством (до 1343 года) и возвел первый (двойной) этаж. Окончательным видом башни мы обязаны архитектору Франческо Таленти, который сильно изменил проект Джотто.

Но по отношению к творчеству Пизано нас больше интересуют рельефы, украшающие цоколь флорентийской кампанилы. Над ними работал не один мастер, а целая мастерская, руководимая Андреа. Иконографическая программа этого рельефного цикла грандиозна. Разработка ее, возможно, принадлежит Джотто. В основе цикла — задача представить в аллегорической форме свод человеческих знаний того времени. Здесь и повествование о происхождении профессий с изображением первого кузнеца, первого музыканта, первого виноградаря (все это персонажи Ветхого Завета). Далее мы видим олицетворения "механических искусств" — зодчего, врача, земледельца и т. д., а также аллегорические изображения этих искусств. Весь цикл пронизан сложной символикой в духе средневековой схоластики. Но, с точки зрения художественной, среди рельефов есть удивительные по простоте восприятия и выразительности произведения. Такова, например, "Аллегория ткачества", представляющая собой реалистическое воспроизведение конкретного жизненного факта. Или "Аллегория мореплавания", где с поразительной пластической силой изображены гребцы в лодке. Эти рельефы несомненно вышли из-под резца самого Андреа Пизано.

Если рассматривать творчество Андреа в контексте всей флорентийской пластики, то можно сказать, что самый значительный вклад скульптор внес в развитие рельефа. Именно здесь в наибольшей степени проявилась новизна и цельность его пластических решений. Что касается круглой скульптуры, в ней мастер был более традиционен по отношению к своим предшественникам. Об этом свидетельствуют те три статуи, которые обычно связывают с его именем ("Благословляющий Христос", "Св. Репарат", "Мадонна с младенцем"). Приземистость фигур, волнообразное движение складок и традиционность мимики заставляют вспомнить скульптуру старшего современника Андреа Джованни Пизано (однофамильца) и его последователей.

Умер Андреа Пизано во время эпидемии чумы, в 1348 году пронесшейся по Европе "черной смертью" и унесший множество жизней.

Е.Акимова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.