19.11.2012

Гилрей, Джеймс (1757-1815)

Нет оснований связывать бурное развитие карикатуры в 18 веке только с Англией, но именно там она расцвела пышнее всего. События и явления, которые она изображала и высмеивала, могли быть и решающими в истории народов, и мелкими анекдотическими ситуациями. В отличие от господствовавшей в большом искусстве академической иерархии жанров карикатура не знала высоких и низких тем. Все, что зоркий глаз художника подмечал, немедленно переносилось на бумагу и вслед затем печаталось в виде офортов, которые раскрашивались от руки, иногда очень ярко, выставлялись в витрине издательства и продавались по очень низкой цене или даже отдавались напрокат в виде альбомов.

Несомненно, карикатура испытывала влияние господствующих стилистических течений, но содержание в ней было важнее стиля. По природе своей она больше всего связана с настоящим моментом и теряет свою остроту, а порой и понятность со временем. Но и у нее есть свои "классические" периоды и художники, лучше других чувствующие особенности этого жанра, а потому полнее использующие его возможности.

Таков был Джеймс Гилрей — любимец публики и, как ни странно, пользовавшийся успехом даже у самих изображенных, несмотря на язвительную и злую сатиру. Детство Гилрея прошло в мрачной и печальной обстановке — он жил в сторожке при одном из лондонских кладбищ, где его отец служил сторожем. Поначалу Гилрей поступил к граверу, у которого учился резать шрифт. Вскоре, однако, он сбежал с труппой бродячих актеров. Вернувшись в Лондон через несколько лет, он посещал Королевскую Академию художеств, где изучал рисунок. Первые его работы — это гравированные портреты, выполненные по собственным рисункам.

С конца 1770-х годов Гилрей почти полностью переключается на карикатуру, посвящая большую часть своего творчества политической сатире. Его листы печатались и продавались по преимуществу у лондонской издательницы Х.Хемфри.

1780-1800-е годы были насыщены важнейшими историческими событиями: это и промышленный переворот в Англии, и Великая французская революция, и война Англии с революционной Францией. Нужно учесть и специфику английского общества, во главе которого стояли Георг III, не обладавший почти никакой властью, и фактический правитель — премьер-министр Уильям Питт Младший, лидер партии тори. Бунтарские, порой революционные настроения, волновавшие англичан, находили своеобразный выход в карикатуре, служили формой протеста.

Среди многочисленной и разнообразной продукции Гилрея можно выделить, например, лист "Грех, Смерть и Дьявол" (1791), в основе которого лежит знаменитая иллюстрация Г. Фюсли 1776 года к "Потерянному раю" Мильтона. Но если в своем романтическом изображении Фюсли говорит высоким языком античных образов, то у Гилрея действуют три ужаснейших персонажа, наделенных чертами портретного сходства: премьер-министр Питт — Смерть, в короне, королевской мантии и со скипетром вместо копья, королева Шарлотта — Грех на чешуйчатых хвостах вместо ног и со змеями на голове и канцлер Тэрлоу — Сатана, со щитом и булавой, увенчанной короной. Битва происходит у преддверий ада, откуда клубами валит дым. Разумеется, два сановника борются за власть в государстве, а королева бросается разнимать их, в то же время заслоняя Питта. Лист содержит развернутый пояснительный текст.

На начитанного зрителя рассчитана и другая карикатура 1791 года, также использующая иллюстрацию Фюсли, на этот раз к "Макбету" У. Шекспира. Она даже имеет посвящение Фюсли. "Три ведьмы" — владычицы тьмы, в которых нетрудно узнать трех главных членов правительства: все того же Питта в центре, его друга Дундаса, правителя Шотландии, и Тэрлоу. На их лицах озабоченность и раздумье, пальцы приложены к губам. Восходящая луна воплощает собой королевскую чету: темная ее часть — с лицом Георга III, погруженного в сон (намек на душевную болезнь), и тонкий серп с ласковой улыбкой королевы. В этом листе, при его литературности, гораздо более полно и объемно выражен замысел, чему способствует и отсутствие мелких деталей.

Король и его семья часто служили объектом насмешек за политическое ничтожество и житейские недостатки. Известен лист Гилрея под названием "Пороки, не предусмотренные в новой прокламации", то есть в королевской прокламации против "изменнических сборищ и вредных писаний". Лист разделен на четыре части, и в каждой представлен один из пороков, воплощенный в образе члена королевской семьи ("Скупость", "Пьянство", "Игра", "Разврат").

Продолжала существовать и идущая от Хогарта традиция создания циклов гравюр назидательного содержания, где действие развивалось, как в театральной пьесе, от листа к листу с одними и теми же лицами. Этот прием, любимый веком Просвещения, применялся и Гилреем.

Вскоре после того, как Англия, воспользовавшись казнью Людовика XVI, объявила Франции войну, появилась сюита из четырех гравюр под названием "Карьера Джона Булля" (1793). Название указывает на хорошо известные хогартовские "Карьеры" мота и проститутки, а Джон Булль, чье лицо встречается на многих гилреевских гравюрах, не кто иной, как мелкий фермер, простой и добродушный подданный английской короны. Вначале он показан в кругу семьи безмятежно дремлющим у очага с кружкой пива. Но вот объявлена война, и толстяк Булль, нарядившись в мундир, с ружьем в руке, покидает дом, смешно вышагивая и мечтая о славе, плачущая семья напрасно пытается его удержать. В его отсутствие военные налоги окончательно разоряют семейство, и под заклад идет весь домашний скарб. И, наконец, возвращение "героя" в опустошенное жилище — постаревшая жена и худые дети с ужасом отшатываются от стоящего в дверях истощенного одноногого и одноглазого калеки. Четыре листа серии никак нельзя назвать карикатурами — это очень меткие, колоритные изображения, полные юмора и глубокого сочувствия к персонажам. Гилрей здесь обошелся без аллегорических намеков. Избежал он и хогартовского недостатка — многословия в деталях. Лаконизм сюиты относится к ее достоинствам.

В своем творчестве Гилрей касался различных сторон жизни Англии — ее внешней и внутренней политики, модных развлечений, туалетов, житейских коллизий. Масштаб и самобытность таланта позволили ему создать много по-настоящему точных, остроумных гравюр, которыми можно было бы проиллюстрировать рассказ об английском обществе последней четверти 18 — самого начала 19 века. Если же говорить о его политических взглядах, то это были взгляды человека, происходящего из самых низов общества. Однако радикализм его не был последовательным и не шел слишком далеко, что видно из работ, посвященных событиям французской революции.

Последнюю свою гравюру Гилрей выполнил в 1811 году. Впав затем в психическое расстройство, он скончался четыре года спустя.

М.Аксененко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.