19.11.2012

Золотарев, Николай Николаевич (1915- 1989)

Деятельность Н. Н. Золотарева как театрального художника началась на исходе 1940-х годов в Ногинском театре. С 1932 по 1935 год Золотарев учился в Московском художественно-промышленном училище у Б. Ланге и С. Николаева, затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств в Ленинграде, но фактически пора ученичества закончилась для художника лишь в конце 1950-х годов.

Это время стало для всей советской культуры, и для изобразительного искусства в частности, временем значительных изменений в задачах и в самой эмоциональной сути творчества, что естественно и неизбежно требовало создания новых средств выражения. В этой обстановке поиска современного художественного языка и сложилось дарование Золотарева как художника-декоратора.

Свое практическое знакомство с искусством сценографии Золотарев начинает, работая над оформлением драматических постановок. Именно здесь проявляется замечательная способность художника остро воспринимать не только специфические возможности сценического пространства, но и изобразительные особенности, цветовую и световую палитру, заложенные в самом драматическом произведении. Это умение быть в сценографической работе не только художником-профессионалом, но и чутким читателем помогло Золотареву стать столь же тонким слушателем, когда ему предоставилась возможность оформлять оперные спектакли. Именно в оперной декорации максимально раскрылся талант художника. Музыкальность сценических произведений Золотарева, его стремление создавать образы, созвучные поэтике композиторского замысла, — принципы, характеризующие творческий метод художника.

Первым опытом работы с музыкальным произведением стало для художника оформление оперы С. Прокофьева "Повесть о настоящем человеке", постановка которой была осуществлена в ГАБТ СССР в 1960 году. Музыка Прокофьева, реально-трагедийная и образно-условная одновременно, нашла свое зрительное воплощение в декорациях Золотарева. Прежде всего художник отказывается от ставшей в те годы почти обязательной для оперной сцены пышности. События оперы, по его замыслу, развертываются на практически пустой авансцене; круто изогнутый пандус и немногочисленные детали-атрибуты, призванные обозначить место происходящего, — вот и весь набор пластических средств декорирования спектакля. Границы сценического действия определяют подвижные узкие полотнища красного, белого и черного цветов, опускающиеся в зависимости от эмоциональной окрашенности той или иной картины.

Использование этой и других подобных сценографических находок, привнесение на оперную сцену аскетизма, более присущего подмосткам драматического театра, обозначило эпоху сложения новой системы взаимоотношений между реальным и условным в театре, а также дало возможность максимально облегчить монтировку художественного оформления спектакля. Декорации Золотарева к опере "Повесть о настоящем человеке" явились большой творческой удачей для художника.

Получила признание и другая работа Золотарева — декорации к "Борису Годунову" Мусоргского в постановке тбилисского театра оперы и балета им. Палиашвили (1966).

В каждой постановке, осуществленной художником, есть деталь-акцент, эмоционально и художественно "ведущий" весь спектакль. В "Борисе Годунове" таковым является живописный задник с изображением зимнего пейзажа. Где бы ни происходило действие — в монастыре, царских покоях или пограничной корчме, — всюду присутствует образ России, воплощенный в унылой и тревожной панораме.

В образном строе спектакля неизменно большое значение. Золотарев придает цвету. К оформлению постановки художник приступает лишь детально продумав колористическое решение. Цветовая гамма декораций Золотарева обусловлена пониманием характера драматургии, поэтому так много свинцово-серого в "Борисе Годунове", а в "Кармен" преобладает сочетание черного и красного, в "Севильском цирюльнике" яркие, перебивающие друг друга цвета подчеркивают атмосферу постоянного розыгрыша и карнавальной мистификации, а мертвенно-зеленые фоны декораций "Пиковой дамы" несут зрителю ощущение зыбкости и ирреальности бытия.

Всем театральным работам Золотарева присуще чувство "времени и места". Это умение безошибочно определить характеризующие эпоху и обстоятельства черты помогает художнику предельно строгими средствами создать атмосферу достоверности, успешно избегнув при этом внешней этнографической или исторической "занимательности".

Новации Золотарева в сценографии многочисленны и разнообразны. Но новаторство художника тесно сплетено и чрезвычайно органично сочетается с традициями русского театрально-декорационного искусства. Неизменное тяготение к живописности и широкое использование собственно живописи при создании декораций свидетельствуют о внимательном изучении художником наследия А.Н.Бенуа, А.Я.Головина, В. В. Дмитриева. Во многих своих спектаклях Золотарев вводит в декорационную систему элементы станковой живописи: подвижные живописные планшеты, сменяющие друг друга или мозаически сведенные одновременно, — они есть и в "Виринее" Слонимского (1967), и в "Щорсе" Лятошинского (1970), и в "Борисе Годунове".

Среди оформленных Н.Н.Золотаревым оперных и балетных спектаклей — произведения классического репертуара и работы советских композиторов. И в каждом случае художнику удавалось создать оригинальное и яркое произведение. Его декорации сценических постановок — протест против ремесленного подхода к проблеме театрального оформления. Театральный художник, в его представлении — не пассивный исполнитель режиссерского замысла, а соавтор, концентрированно воплощающий драматургическую идею спектакля в полотнах и конструкциях декораций.

Е.Кучер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.