19.11.2012

Дюге, Гаспар (1615-1675)

Одно из замечательных достижений французского искусства 17 века — классический пейзаж, нашедший гениальное выражение в творчестве Н.Пуссена и К.Лоррена. Однако рядом с ними работали и другие мастера, которые также обращались к жанру классического пейзажа и пользовались заслуженной славой. Среди этих пейзажистов второго ряда особенно выделяется Гаспар Дюге. Как Пуссен и Лоррен, Дюге жил и работал в Италии, но творчество его по праву принадлежит французской школе живописи.

Гаспар Дюге, известный также как Гаспар Пуссен, родился в 1615 году в Риме. Он был сыном француза повара, служившего при одном из прелатов, и воспитывался в колонии северян, издавна селившихся в Риме рядом с площадью Испании, излюбленном квартале художников. Судьбу Дюге во многом предопределило то обстоятельство, что его отец приходился братом жене Пуссена. Можно считать, что Дюге необыкновенно повезло: он получил художественное образование под руководством великого Пуссена, который передал ему свою любовь к прекрасному миру античности. Дюге, может быть, и не удалось достичь той глубокой, интеллектуальной интерпретации античной культуры, которая поражает нас в творчестве Пуссена, но его восприятие античного мира было своеобразным и искренним. Известно также, что Пуссен приучил своего воспитанника писать пейзажи с натуры, так что уже в юные годы Дюге прекрасно знал окрестности Рима и оценил величественную красоту пейзажей римской Кампаньи.

В 20 лет Дюге был сложившимся мастером и вскоре стал пользоваться громкой известностью в Риме и за его пределами. Уже после смерти Пуссена Дюге присвоил себе его имя и стал называться Гаспар Пуссен. Художник сделал это прежде всего из пиетета, хотя здесь присутствовали и чисто практические соображения. Деятельность Дюге протекала не только в Риме, но и в Милане, Неаполе, Перудже, Флоренции. Художник работал необычайно быстро, биографы пишут о том, что он мог написать картину за один день, поэтому его наследие очень обширно. Произведения Дюге украшают почти все основные европейские собрания, но особенно много их в Риме и в английских музеях и замках.

Пейзажи Дюге вводят нас в гармоничный, чуть таинственный мир, полный воспоминаний об античной культуре. Это идеальный пейзаж, где мы увидим прекрасные классические постройки, озера и водопады, горы, на вершинах которых возвышаются замки, стройные высокие деревья с кудрявой листвой. Дюге чаще всего искал вдохновения, отправляясь в Тиволи, Фраскати, Ариччо или любое другое место в окрестностях Рима, сами названия которых воскрешают в памяти великие образы античного мира. В картинах Дюге запечатлены те самые пейзажи, которые могли служить источником вдохновения и для поэтов античности, Горация или Вергилия. Мир классической древности — постоянная тема пейзажей Дюге. Для него это был мир, ушедший в прошлое, но — удивительное обстоятельство — в картинах Дюге мир античности предстает перед нами не в руинах, как у многих художников 18 века, напротив, он наделен замечательной осязаемостью и реальностью.

Не случайно пейзажи Дюге пользовались такой популярностью у английских коллекционеров 18 века с их ностальгической тягой к классическому прошлому. Английские аристократы хотели увидеть в своих поместьях некое подобие идеального классического пейзажа, пейзажа римской Кампаньи. И именно картины Дюге были одним из источников мотивов и образов для создателей знаменитых английских парков. Так, в парке поместья Стоунхэд в Уилтшире прямо воспроизведены мотивы одной из картин Дюге, а его полотна до сих пор хранятся в замке поместья.

Так же как Пуссен, Дюге часто вводил в свои картины героев классической древности. Но все-таки главным для него был сам пейзаж. Одним из первых Дюге осознал, что выразительное изображение в картине одного-двух деревьев уже рождает целостный и поэтический пейзажный образ. Доказательство этому — такие картины Дюге, как "Пейзаж с прудом" (Рим, Национальная галерея), в котором два дерева на переднем плане справа, растущие на берегу пруда, являются главными героями пейзажа. Они отбрасывают тени на водную гладь и создают поэтическое, чуть сумрачное настроение. Если в пейзажах Пуссена отдельный мотив подчиняется эффекту целого, то у Дюге он может играть вполне самостоятельную роль. Художник с замечательным мастерством умел передавать в живописи кудрявую листву деревьев. Отказавшись от подробного детализированного изображения листвы, он передает лишь общий тональный эффект. Детали сливаются в общую светоносную массу, мазок художника легкий и свободный. Трактовку листвы в пейзажах Дюге иногда даже сравнивают с изображением листвы у Камиля Коро.

К сожалению, не сохранилось датированных работ Г.Дюге, поэтому хронология и эволюция его творчества пока остаются предметом для дискуссий. Известно, что в 1630 году он написал ряд картин на вакхические сюжеты. Тогда же он испытал влияние нидерландского пейзажиста П.Бриля и немецкого — А.Эльсхаймера. В этот ранний период Дюге увлекается световыми контрастами, композиции картин отличаются причудливостью.

Во второй половине 1640-х годов Дюге много работал в технике фрески. Его можно считать одним из ведущих римских художников-декораторов той эпохи. Пожалуй, наиболее известны росписи Дюге в церкви Сан-Мартино аи Монти, выполненные им вместе с итальянским художником П.Теста. Фрески изображают эпизоды истории монашеского ордена кармелитов. Г.Дюге написал пейзажи, а П.Теста — фигуры. Такой метод работы характерен для многих пейзажистов 17 века, в картинах которых стаффаж часто изображали другие художники. Этот цикл важен для эволюции стиля Дюге, поскольку во фресках из Сан-Мартино художник нашел большинство композиционных формул, которые он будет в дальнейшем использовать в своих картинах. Кроме того, Дюге украсил фресковыми росписями ряд дворцов римской знати, например палаццо Дориа Памфили, в котором художник использует композиции узкого горизонтального формата с низким горизонтом. Четкие контуры, характерные для фресок в Сан-Мартино аи Монти, смягчаются, формы становятся более обобщенными, пейзажи наполняются светом и воздухом.

Дюге был достаточно разнообразным художником. Он не только мастер классического пейзажа, окрашенного ностальгическими нотками. Французский биограф художника д'Аржанвиль писал о том, что Дюге ввел в живопись изображение бури. К числу подобных пейзажей можно отнести "Бурю" из лондонской Национальной галереи. Возможно, Дюге испытал влияние известного итальянского художника Сальватора Розы, создателя романтического пейзажа бури. Но вполне вероятно, что французский художник пришел к таким пейзажам и самостоятельно. Иногда в картинах Дюге преобладающую роль играет архитектура. Один из шедевров художника — картина "Водопады в Тиволи" (Лондон, коллекция Уоллес), где в верхней части композиции ясные линии классической архитектуры сообщают пейзажу ту математически ясную, выверенную гармонию, которая напоминает о поздних пейзажах Пуссена.

Творчество Г.Дюге, пожалуй, до сих пор не оценено по достоинству, его индивидуальность долгое время находилась в тени, заслоняемая творчеством великого Пуссена. Зато художники сразу же оценили его искусство, и влияние Дюге на последующее развитие жанра пейзажа поистине велико. В Италии оно простирается от Неаполя до Генуи, а в Англии через увлечение творчеством Дюге прошли такие крупные мастера, как Гейнсборо, Уилсон, Козенс и многие другие. Живопись Дюге еще ждет своих исследователей, необходимо отделить собственные произведения художника от картин его последователей и подражателей. Да и у самого Дюге встречаются картины разного художественного качества. Однако в лучших пейзажах кисти Дюге чувствуется та удивительная радость жизни, которой полны прекрасные летние дни в римской Кампанье, природа которой навсегда связана для нас с воспоминаниями об античной культуре.

Е.Шарнова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.