19.11.2012

Пукирев, Василий Владимирович (1832-1890)

Василий Владимирович Пукирев с самого рождения был связан с народной средой. Он родился в крестьянской семье, в селе Лужники, одном из наиболее богатых торгово-ремесленных сел Каширского уезда Тульской губернии. Художественные ремесла и уважение к искусству процветали в семье Пукиревых, поэтому мальчика рано определили в ученики к мастеру-иконописцу в город Могилев. В иконописной мастерской Пукирев пробыл несколько лет. Кроме обычной для таких условий черновой работы, мастер давал способному мальчику возможность писать "доличное": одежды и фон. Вскоре его стали допускать и к более ответственной самостоятельной работе.

В конце 1840-х годов Пукирев оказался в Москве в Училище живописи и ваяния, занимался у С.К.Зарянко. В 1855 году за два портрета с натуры, выполненные маслом, он получил от Академии малую серебряную медаль и звание "неклассного художника по живописи портретной". Однако интересы молодого живописца все более связывались с бытовым жанром. В 1858 году Пукирев окончил Училище и получил звание "свободного художника". В том же году его пригласили преподавателем в рисовальный класс. В 1860 году Совет Академии художеств по представлению Училища утвердил Пукирева в звании академика за выполнение большого этюда "Девушка" и "во уважение искусства и познаний в художествах, доказанных исполненными работами по заданным Академией художеств программам и по другим известным трудам", как гласит текст академического протокола.

В 1862-63 годах Пукирев исполняет много заказных портретов. Одновременно он создает свое главное произведение — картину "Неравный брак" (1862, ГТГ), которая появилась на осенней выставке 1863 года в Академии художеств и сразу обратила на себя внимание общественности.

Сюжет картины очень характерен для того времени, образы сохранили черты портретности. В известных мемуарах В.Гиляровского "Москва и москвичи" сказано по поводу этой картины следующее: "Этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками шафер — это сам В.В.Пукирев, как живой".

В.Стасов очень тонко отметил в одной из своих критических статей общественную направленность картины: ""Неравный брак" Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе самых трагических картин русской школы. Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?" И хотя в живописи Пукирев использовал академические приемы в композиционном построении и колористическом решении полотна, совершенно очевидна его приверженность реалистическому методу 1860-х годов.

Картина произвела большое впечатление на современников, вызвала многочисленные и самые противоречивые критические отзывы. Делая уступку "духу времени", Совет Академии художеств на заседании 27 августа 1863 года единогласно признал Пукирева "профессором живописи народных сцен". Консервативная печать в откликах старалась завуалировать истинный смысл полотна Пукирева, смягчала и "облагораживала" произведение. Прогрессивная же критика во главе со Стасовым горячо приветствовала картину как "одно из самых верных воспроизведений современной жизни". Общественный резонанс, вызванный появлением картины "Неравный брак", сказался и на ее дальнейшей судьбе. После длительных переговоров в конце 1870 — начале 1871 года, по возвращении полотна с парижской Всемирной выставки, его приобрел П.М.Третьяков и тотчас выставил картину для всеобщего обозрения.

Положение Пукирева после успеха картины значительно упрочилось. Он стал получать много заказов. Летом 1864 года художник совершил вторично кратковременную поездку за границу для осмотра европейских художественных собраний и по возвращении принялся за несколько новых картин, одновременно много внимания и сил уделяя преподавательской работе в Училище живописи и ваяния. Среди работ этого времени интерес представляет небольшое жанровое полотно "В мастерской художника" (1865, ГТГ). Эта картина была приобретена Третьяковым в 1868 году.

В отличие от многих современников-жанристов, занимавшихся разработкой какой-либо одной темы, Пукирев обращался и к крестьянскому быту ("Сбор недоимок", 1869-70), и к сценам купеческой жизни ("В приемной концессионера", 1875-76). В 1873 году художник создал картину на историческую тему "Филипп митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе". В этом же году Пукирев оставил работу преподавателя.

Сведения о жизни и творчестве художника последующих лет отрывочны. Борьба с недугами и бытовыми невзгодами изнуряла Пукирева и, несмотря на участие и помощь близких друзей — живописцев И.Неврева, С.Грибкова, на заботу и хлопоты П.М.Третьякова, жизнь художника подошла к своему грустному концу.

В приложении к "Вестнику изящных искусств" Сомов поместил о нем небольшой, тепло написанный некролог: "Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след".

Г.Суржанинова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.