19.11.2012

Чернецов, Григорий Григорьевич (1802-1865)

Произведения Григория Григорьевича Чернецова не столь известны и популярны, как картины прославленных мастеров национального реалистического пейзажа второй половины 19 века — А.Саврасова, И.Шишкина, Ф.Васильева и др. Но значение его творчества, как и его брата Никанора Григорьевича (1805-79), в истории художественного освоения природы России поистине велико. Именно Чернецовы открыли для живописи красоту и величие Волги, посвятив ей множество своих работ, и вряд ли был далек от истины искусствовед А.Эфрос, когда писал, что они могут быть названы "отцами русского пейзажа".

Чернецовы родились в небольшом городке Лухе Костромской губернии и стали художниками "по наследству". Живописцами были их отец и старший брат, у которых Григорий Чернецов и получил первые уроки мастерства. В 1819 году он отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, но был допущен к занятиям только в качестве "постороннего" ученика. И лишь спустя три года, ставших для Григория и его брата временем тяжелых испытаний из-за скудости средств к существованию, на их одаренность обратили внимание влиятельные деятели Общества поощрения художеств П.Свиньин, В.Григорович, художник Ф.Толстой и Чернецовым была "определена помощь". Уже в годы пребывания в Академии, где учителем Чернецовых был видный русский пейзажист М.Воробьев, проявилось присущее им влечение к изображению "прекрасных видов нашего Отечества". В 1826 году братья совершили поездку на родину для написания "видов с натуры" и поставили себе целью когда-нибудь проехать по Волге от верховья до устья. Но осуществить свой замысел в ближайшее десятилетие братьям Чернецовым не удалось. Окончив в 1827 году с золотой медалью Академию, Григорий долгое время занимался преимущественно созданием перспективных видов Петербурга и его окрестностей, а также многофигурных композиций, изображающих торжественные события. Особый интерес представляет большая картина "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве польском 5-го октября на Царицыном лугу в Петербурге " (1831-37). Официальный заказ "парадного" характера был использован художником для увековечения образов лучших людей России и превращен по существу в огромный групповой портрет. Весь первый план картины занимает изображение известных общественных деятелей, цвета русской литературы и искусства, в том числе А. Пушкина и Д.Давыдова, И.Крылова и В.Жуковского, Н.Гнедича и К.Брюллова, А.Венецианова, А.Иванова и многих, многих других (всего 223 фигуры). Работа над картиной велась по натурным этюдам, сделанным в мастерской братьев Чернецовых, пользовавшихся в это время уже довольно широкой популярностью.

Мысль о путешествии по России не покидала художников. В 1836 году они посетили Нижегородскую ярмарку, работали над этюдами в ряде городов Поволжья. Наконец, весной 1838 года, заручившись поддержкой Общества поощрения художеств, они отправились в долгий путь по Волге, поставив себе целью последовательно, с максимальной полнотой изобразить ее берега на всем протяжении, стараясь, "насколько было возможно, не упускать ничего примечательного". Плавание, для которого было приобретено небольшое судно, превращенное в художественную мастерскую под парусом и с веслами, началось в Рыбинске. В конце ноября художникам пришлось из-за ледостава покинуть свою "ладью" всего в 47 верстах от цели плавания — Астрахани. На протяжении всего долгого пути Чернецовы постоянно работали над зарисовками и этюдами "великолепных панорамических видов", "удивительных и прекрасных явлений" на обоих берегах реки, составляли описания художественных и исторических памятников, городов и сел, записывали сведения о прошлом Поволжья, делали рисунки археологического и этнографического характера.

Возвратившись в Петербург, Чернецовы привезли с собой огромное количество изобразительного материала, из которого составили "художественную параллель" берегов Волги "по семи губерниям", состоявшую из 1982 рисунков, а также около 500 "видов" и 80 этюдов масляными красками (многие из них ныне находятся в ГТГ и ГРМ). Особенностью всех этих материалов был их "документальный", в чем-то даже исследовательский характер. Чернецовы прежде всего стремились к детальной достоверности в написании видов, впервые становившихся предметом художественного изображения. И это в значительной мере предопределило известную "суховатость" манеры исполнения волжских этюдов и рисунков.

Тем не менее сегодня явственно чувствуется, что работы братьев Чернецовых исполнены художниками эпохи романтизма, современниками Пушкина и Венецианова, Брюллова и Лермонтова.

Работу над волжскими материалами Чернецовы продолжали и в последующие годы. Они готовили к публикации путевые заметки, писали новые картины. А в начале 1850-х годов на Васильевском острове была вынесена на всеобщее обозрение единственная в своем роде панорама "Волга", имевшая длину 700 м и высоту 2,5 м. Закрепленная на цилиндрах-катушках, она располагалась за окном специально построенного помещения, оформленного в виде каюты. Панорама медленно перематывалась с одной катушки на другую, так что у находившихся в "каюте" зрителей создавалось впечатление путешествия по волжским достопримечательностям от Рыбинска до Астрахани. К сожалению, уже к концу 19 века эта панорама была утрачена.

Совершали братья Чернецовы поездки и по зарубежным странам. Они неоднократно путешествовали по Ближнему Востоку, в начале и в конце 1840-х годов жили и работали в Италии.

Среди произведений, исполненных Григорием Чернецовым в Италии, особенно замечательна картина "Русские художники в Риме" (1842), на которой изображены многие деятели русского искусства, в том числе сами братья Чернецовы, А.Иванов, Ф.Бруни, И.Айвазовский, В.Штернберг и т. д.

Последние годы жизни Григория Чернецова, как и его брата, были омрачены бедностью и забвением их заслуг "сильными мира сего". Но время восстановило справедливость, и имена и произведения Григория и Никанора Чернецовых вошли в историю русского искусства как важный этап развития отечественной пейзажной живописи и яркий пример того, "как воспитывался глаз русского художника впечатлениями от природы и быта родины" (Б.Асафьев).

В.Петров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.