19.11.2012

Клее, Пауль (1879-1940)

В жизни Пауля Клее не было бурных событий. Его искусство созревало медленно в тиши мастерской, в размышлениях и постоянной, неустанной работе. Будущий художник родился под Берном в семье преподавателя музыки Ганса Клее, немца по национальности и гражданству. Мать его была швейцаркой. С детства Клее был приобщен к искусству, а когда настало время выбора жизненного пути, он, ни секунды не колеблясь, решил стать художником. Чтобы осуществить это желание, необходимо было уехать из тихой провинциальной Швейцарии в крупную художественную столицу. Впоследствии Клее писал в своей биографии: "Нужно было выбирать между Парижем и Германией. Из сентиментальных чувств я предпочел Германию". В 1899 году он уезжает в Мюнхен. Здесь Клее сначала учится в частной художественной школе, а в 1900 году поступает в Академию художеств, в мастерскую известного живописца Франца фон Штука.

Клее — усидчивый и дисциплинированный ученик, он стремится в совершенстве овладеть основами графики и живописи. В 1901 году он совершает традиционную для немецкого художника поездку в Италию. А в 1902 году, после окончания Академии, Клее возвращается в Берн. Основное время он отдает изучению техники офорта и достигает совершенства. Самые известные офорты Клее — "Встреча двух людей, каждый из которых убежден в более высоком положении другого" (1903), "Дева на дереве" (1903), "Однокрылый герой" (1905). Мрачная гротескность этих образов уходит своими корнями в традицию немецкого романтизма, а изысканная и прихотливая линия свидетельствует о влиянии на Клее графики модерна, в частности творчества англичанина Обри Бердсли. В целом эти ранние годы творчества Клее более связаны с прошлым, чем с настоящим: в Италии художник с энтузиазмом изучает искусство Возрождения, ему очень нравятся Блейк и Гойя; побывав в 1905 году в Париже, он в Лувре восхищается произведениями старых мастеров. И все-таки даже ранний период в творчестве Клее не был стилизаторским, а являл собой необходимый этап, из которого органично развилось все последующее искусство художника. Подспудно происходила огромная работа, художник серьезно занимался самообразованием. В 1911 году Клее пишет в своем дневнике: "Художник должен быть и поэтом, и философом, и натуралистом". Эти качества можно в полной мере отнести к личности самого художника, одного из самых образованных людей своего времени.

В 1906 году Клее женится на немецкой пианистке Лили Стампф и переезжает в Мюнхен. Здесь он увлекается творчеством Ван Гога, Сезанна и Матисса благодаря выставкам, в это время проходящим в баварской столице. На него производит большое впечатление трагическое и гротескное искусство Джеймса Энсора. То есть именно в Мюнхене Клее по-настоящему начинает интересоваться современным искусством. Но пожалуй, самое важное событие в эти годы для Клее — знакомство с художниками, создавшими в 1911 году выставочное объединение "Синий всадник". Клее сближается с ведущими художниками этой группы Кандинским, Макке и Марком. Задачи, которые они перед собой ставят, близки творческим исканиям Клее — изобразить скрытую за внешней оболочкой подлинную сущность вещей и явлений.

В этот период в жизни художника происходят еще два события, сыгравшие решающую роль для его творчества. В 1912 году в Париже он знакомится с французским художником-кубистом Робером Делоне, который, в отличие от других мастеров кубистического направления, придавал первостепенное значение в живописи цвету, освещению, динамике и ритмике цветовых соотношений. Клее, увлекшись его идеями, даже переводит для немецкого журнала "Штурм" эссе Робера Делоне "О свете". Но лишь поездка в 1914 году в Тунис окончательно выявила и определила колоризм Клее. "Цвет владеет мною... Это счастливое открытие. Я и цвет — одно и то же. Я — художник", — записал Клее в своем дневнике. С этого времени искусство замечательного художника предстает перед нами в тех особенностях, которые определили место и роль его в истории современного искусства.

Клее был глубоко убежден, что искусство должно не передавать видимое, а делать видимым; главная задача художника — воспроизводить не внешнюю оболочку предметов и явлений, а выявлять подлинную, скрытую от глаз их внутреннюю жизнь. Клее в своем искусстве создает некую самоценную реальность, живущую по законам художественного воображения, но она всецело основывается на впечатлениях от внешнего мира. Поэтому даже те композиции Клее, где изобразительное начало полностью отсутствует, не носят декоративно отвлеченного характера. Они живут, пульсируют многоголосием цветовых сочетаний. В них используется все богатство форм, встречающихся в природе, создающих очень широкий спектр ассоциаций ("Композиция", 1914; "Древний звук", 1925; "Сад в П.Х.", 1925). Но очень часто художник вводит в свои картины и мотивы реального мира. Встраивая их в субъективное пространство своей художественной системы, он обнажает их структуру в прямом и переносном смысле, придавая этим изображениям символический, знаковый характер ("Вилла "Р"", 1919; "Древний звук", 1925). Клее примитивизирует рисунок, стремясь к простоте и искренности, к его "архетипичности". В этом его искусство близко детскому рисунку ("Лестница и лесенка", 1928; "Дух на стебельке", 1930).

Постепенно к Клее приходит известность, устраиваются его персональные выставки, в 1920 году выходят две монографии, посвященные его творчеству. А в ноябре 1920 года художника приглашают преподавать в Баухауз, и он переезжает в Веймар. Деятельность Клее в качестве преподавателя необычайно активна: он читает студентам лекции по теории пластики и формы живописи, ведет мастерские живописи по стеклу и декоративного оформления тканей. В период работы в Баухаузе Клее в лекциях и статьях формулирует основные постулаты своего творчества. Декларируя рациональную основу творческого акта, четко и ясно формулируя задачи, которые стоят перед художником, Клее неустанно внушает своим ученикам, что интуитивное, духовное — суть и смысл искусства. Умение облекать свои поэтические видения в продуманную, рационально выверенную пластическую форму — отличительная черта искусства Клее. Современники вспоминают, что мастерская художника напоминала лабораторию алхимика. Здесь всегда стояло несколько мольбертов. Созданию картины предшествовали длительное обдумывание и медитация. Художник мог часами сидеть в углу мастерской и курить трубку, потом встать, подойти к одной из картин, уверенно положить мазок или провести линию. Картины Клее отличались необычайной для современного художника тщательностью исполнения, почти ювелирной "сделанностью".

Вначале 1930-х годов Баухауз переживает кризис. В 1932 году Клее переходит преподавателем в дюссельдорфскую Академию, но недолго остается там. Начался самый трагический период в истории Германии. Все активнее заявляли о себе фашисты. Клее стал одной из первых жертв фашистской культурной политики, идеологи которой усиленно насаждали псевдоклассическое искусство и создавали атмосферу нетерпимости вокруг многих прогрессивных художников. Клее вынудили уйти из Академии. В 1933 году он навсегда покинул свою духовную родину и переехал в Берн.

В Швейцарии Клее продолжал много работать, участвовать в выставках. Но силы художника подорваны, в 1935 году он уже тяжело и неизлечимо болен. Через два года жизнь нанесла ему еще один удар: 17 картин Клее были включены в печально знаменитую выставку "дегенеративного" искусства, устроенную фашистами в Берлине, а 102 его произведения конфискованы из немецких музеев. Кроме того, Клее долго и безуспешно пытается получить швейцарское гражданство. Все эти драматические события не могли не отразиться на творчестве художника. Оно приобретает все более трагический характер. Гармония и музыкальность цветовых сочетаний, изысканная графика рисунка, поэтичная просветленность образов уступают место иным качествам. Почти всегда небольшие по формату картины Клее теперь увеличиваются в размерах, цвет приобретает драматичную насыщенность, линия, черная, активная, доминирует в композиции над другими средствами выразительности, придавая образу экспрессивность. В последних работах художника особенно сильно ощущаются душевная тревога и печаль, предчувствие скорой кончины ("Ангел смерти", "Смерть и пламя", обе — 1940). В 1940 году художник умирает, по иронии судьбы в день своей кончины наконец-то получив долгожданное швейцарское гражданство. Имя Клее, уже при жизни ставшее легендой, навсегда входит в историю искусства 20 века как одно из самых смелых имен его первопроходцев и самобытнейших мастеров. Наследие художника огромно: оно включает несколько тысяч рисунков, несколько сот живописных произведений. Но оно поражает не этим, а удивительной органичностью, цельностью мироощущения, неустанным стремлением проникнуть в тайну мироздания, столь сближающими художника с мастерами Возрождения.

К.Мискарян
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.