Креспи, Джузеппе Мария (1665-1747)
Джузеппе Мария Креспи, прозванный Спаньоло, — один из выдающихся художников конца 17 — начала 18 века, чье творчество отражает борьбу за правдивое, искреннее искусство против застылости академической живописи.
Креспи родился в Болонье, колыбели академического искусства, в тот период, когда положительные его завоевания превратились в мертвящую догму. Если первая треть 17 века была временем великого Караваджо, то последние десятилетия его были временем упадка, вырождения академического искусства. Произведения академиков конца века — вялые, неинтересные по композиции, пустые по смыслу, пышно-слащавые — тиражировали новаторские достижения братьев Карраччи, в конце 16 века основавших в Болонье Академию, которая в свое время сыграла прогрессивную роль в развитии искусства.
Молодой Креспи начал с прилежного копирования картин и фресок академиков. Среди учителей Креспи можно назвать совершенно теперь неизвестного художника Анджело Микеле Тони, Доменико Канути, а после смерти последнего — Карло Чиньяни. Чиньяни заставлял ученика копировать произведения братьев Карраччи. И Креспи настолько хорошо овладел мастерством копирования, что иногда, подталкиваемый нуждой, продавал свои картины как творения Карраччи или Гверчино.
Большую роль в становлении дарования художника сыграла поездка в Венецию. Его пленило искусство Тициана и Веронезе. Около 1689 года переполненный впечатлениями Креспи вернулся в Болонью.
В молодые годы Креспи испытывал влияние самых разных художников. Биографы художника сообщают, что, смешав все эти стили, Креспи создал свой собственный стиль. На деле все обстояло сложнее. С первых шагов в искусстве Креспи боролся с влиянием академической живописи. Иногда он оказывался победителем, иногда проигрывал, а к старости вынужден был признать свое поражение.
К 1690 году Креспи уже достаточно известен. В это время художник пишет ряд произведений на религиозные темы. В некоторых из них чувствуются венецианские впечатления ("Пир в Кане"). Центральной работой раннего периода творчества художника являются росписи плафонов в двух залах дворца графа Пеполи. Креспи уверенно пишет фигуры в сложных ракурсах, смело сочетает дальние и ближние планы. Очаровательные путти, простой пейзажный фон, наслаждение красотой мира, веселые кокетливые богини — все это сближает фрески палаццо Пеполи с пасторалями эпохи рококо. В отсутствии позы, в простоте и непосредственности, в стремлении к полной независимости от образцов отразились антиакадемические настроения молодого художника. Около 1700 года по заказу принца Евгения Савойского Креспи написал два мифологических сюжета — "Кентавр Хирон учит Ахиллеса стрельбе из лука" и "Эней, сивилла и Харон". Обе композиции поражают мощью, почти грубостью мускулистых тел, отступлениями от "хорошего вкуса". Как бы издеваясь над эпигонами академической живописи с их манерностью и помпезностью, Креспи заставляет кентавра Хирона поднять копыто и дать пинок Ахиллу. Новая трактовка мифологической темы и персонажей, простота и искренность — все это свидетельствует о новых стремлениях в творчестве Креспи, приведших его к пасторальной живописи ("Сон амуров" и "Нимфы, обезоруживающие амуров"). В этих картинах Креспи населяет придуманный им самим таинственный поэтический мир нимфами и пастушками, представленными художником в виде очаровательных крестьянских девушек. Нимфы срезают и сжигают на костре крылышки озорников амуров, ибо до того амуры похитили у нимф их колчаны и стрелы. Художник сделал античный миф проще, человечнее, приблизил идиллию к бытовому жанру. "Обнимающаяся пара" и "Пастух и пастушка" относятся к пасторалям, написанным в первые десятилетия 18 века и открывшим новый период в творчестве художника. Это — жанровые сцены в буквальном смысле этого слова. К этому же типу жанровых картин относятся "Крестьянская семья", "Сцена в погребе", маленький шедевр "Мать и ребенок", "Кухарка", лишенные всякой фабулы, элемента рассказа. В их числе и знаменитая "Женщина, ищущая блох", одна из вершин творчества художника, уводящая нас в мир тихий, полный очарования. Маленькие жанровые картинки представляют собой как бы подготовку к большой работе, такой как "Ярмарка в Поджо-а-Каяно" (1704, Флоренция, Уффици). Но не следует думать, что увлечение бытовым жанром увело художника в сторону от других жанров. К этому наиболее плодотворному периоду его творчества относятся такие работы, как "Портрет генерала Пальфи", "Портрет охотника", замечательные автопортреты. Художник продолжает работать в религиозной живописи, создавая произведения, высокие по мастерству и значительные по эмоциональному воздействию ("Смерть Иосифа", "Святое семейство"). Правда, религиозные композиции у Креспи тяготеют к жанровой живописи.
Мы подходим к самому значительному творению Джузеппе Мария Креспи, безусловному шедевру искусства начала 18 века — "Семи таинствам" (ок. 1708-12, Дрезденская галерея). Достигнув творческой зрелости, мудрости, духовной высоты, художник приступил к созданию этого замечательного произведения. Серии из семи картин (по числу таинств) — "Крещение", "Миропомазание", "Причащение", "Исповедь", "Священство", "Бракосочетание", "Соборование" — присущи реалистические устремления художника, характерные для его лучших произведений. В "Семи таинствах" заключается серьезность "большой" религиозной живописи, они проникнуты такой эмоциональной силой, какой мастеру уже никогда не удавалось достичь. Мрак, темнота, окутывающие персонажей, создают настроение мистической грусти. Все таинства происходят в глубокой тишине, жесты рук скупы, лица задумчивы, свет выхватывает то одну деталь, то другую, скользит и растворяется во тьме. Свои мысли о жизни и смерти художник, автор прекрасных жанровых картин, удивительно тонко написанных натюрмортов, все же предпочел выразить в формах религиозной живописи.
Почти все, что было написано художником после, представляет картину постепенного угасания гения Креспи. Все чаще художник использует в своих картинах примелькавшиеся штампы, композиционные схемы, академические позы. Продуктивность его между тем росла, ему стали помогать сыновья. Художник как бы перестал бороться, смирился, в последние годы он ослеп. Его борьба против условностей академической живописи за реалистическое искусство окончилась полным поражением.