19.11.2012

Кацман, Евгений Александрович (1890-1976)

Евгений Кацман родился в Харькове в семье мелкого ремесленника. В надежде найти работу отец перебрался в Саратов, но и здесь семья продолжала бедствовать. Отец вскоре умер, а вслед за ним дети лишились и матери. Старший брат Владимир, отличавшийся большими способностями, поступил в созданное при Радищевском музее Боголюбовское рисовальное училище, в стенах которого начинали свое художественное образование многие известные живописцы. Не без влияния старшего брата и Евгений решает избрать путь художника.

Первая русская революция 1905 года коснулась многих учебных заведений России. Студенты устраивали забастовки, организовывали боевые дружины, требовали самоуправления. Большинство учеников Боголюбовского училища, принявших участие в забастовке, были исключены из училища. Вскоре почти все студенты были восстановлены, но Евгений Кацман не воспользовался правом вернуться в фигурный класс. В 1906 году он переехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, но долго пробыть там ему не удалось. Владимир, у которого поселился младший брат, состоял в партийной организации, ушедшей в подполье после разгрома революции. В 1907 году он был арестован и отдан в солдаты, а Евгений — исключен из школы ОПХ. Способности Евгения оценил владелец одной из частных художественных школ, готовившей к поступлению в Академию художеств. Молодой художник был приглашен преподавать в школу. Три года он вел занятия в головном классе, что освобождало его от высокой платы за обучение в натурном классе, который Евгений регулярно посещал.

В 1909 году Кацман поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, пользовавшееся особой популярностью благодаря царившим там демократическим традициям. В Училище преподавали многие выдающиеся русские живописцы, в том числе К.Коровин и С.Малютин, чью портретную мастерскую художник окончил в 1916 году. Уже во время учебы в МУЖВЗ Кацман четко определил свои художественные позиции. В сложные для русского искусства 1910-е годы, когда возникали и распадались всевозможные общества и объединения, большей частью тяготевшие к левым течениям, художник был "в числе первых застрельщиков борьбы за реализм".

В марте 1922 года, перед открытием очередной, 47-й выставки Товарищества передвижников, состоялся бурный диспут. Художники-реалисты понимали, что в новых условиях невозможно оставаться на старых общедемократических идейных позициях передвижничества 19 века. Художники первого социалистического государства искали новые формы реалистического искусства. Итогом дискуссии явилось решение о создании Ассоциации художников революционной России. В принятой декларации АХРР объявлялось, что для художников, развивающих реалистические тенденции прошлого, главным должна стать "борьба за актуальную тематику и социалистическую идейность". "Новое искусство будет в том, чтобы содержание — гигантское героическое содержание, которое принесла революция, слить с крепкой, энергичной формой, понятной самому скромному человеку", — писал в дневнике Кацман, определивший творческий метод АХРР как "героический реализм".

Кацман стал одним из лидеров АХРР. По словам его коллег по объединению, он "всегда был как бы конденсатором организующей энергии для всего движения". Его можно было видеть в числе бессменных организаторов выставок АХРР, дискуссий и творческих встреч, поездок по стране. В 1926 году Кацман посетил замечательного русского живописца И.Е.Репина в Куоккале, отошедшей к Финляндии. Оттуда художник привез воспоминания об интересных беседах с корифеем русского передвижничества и карандашный набросок Ильи Ефимовича, послуживший основой для пастельного портрета И.Е.Репина (1944, ГРМ).

Одной из художественных задач, которые ставил перед собой Кацман, стало создание портретной галереи активных участников революции. Художнику посчастливилось работать в Кремле, рисовать с натуры многих выдающихся партийных и государственных деятелей. Но портретируемые, как правило, были людьми сугубо занятыми, отчего у мастера постоянно возникали вынужденные перерывы в работе. Это заставило художника отказаться от техники масляной живописи и обратиться сначала к черному и цветным карандашам, а затем надолго увлечься пастелью. "Пастель не превращала его в графика... качества живописца уживались в нем наравне с качествами крепкого рисовальщика, цвет в технике пастели помогал этому своеобразному художнику свободнее выразить свое отношение к форме и фактуре", — писал один из его биографов.

В своем творчестве Кацман неизменно следовал принципу "художественного документализма", никогда не изменяя правилу писать только с натуры. Писал портреты он необычайно долго, тщательно, требуя от своих моделей многократного позирования. Подчас художнику бывало трудно отойти от документальной точности фиксирования внешности портретируемого. Он непрерывно ищет собственный предельно лаконичный стиль, который отличается строго линейной основой рисунка, тщательной, почти иллюзионистической моделировкой, где цвет выполняет лишь вспомогательную роль.

Моделями живописца были Ф.Э.Дзержинский, М.И.Калинин, М.В.Фрунзе, Е.М.Ярославский, К.Е.Ворошилов, писатель Л.М.Леонов, президент ГАХН П.С.Коган. Часто художник обращался к групповому портрету. Наиболее известны следующие его работы: "Слушают. Заседание сельской ячейки" (1925), "Ходоки у Калинина" (1927, ГРМ), "Калязинские кружевницы" (1928, ГТГ), "Автопортрет с семьей" (1927, ГТГ), "Моя семья" (1930, ГТГ). В многофигурных композициях мастер напряженно искал психологическую завязку, способную превратить придуманную сцену в непринужденный жанр, лишавший фигуры ненужной застылости.

В работах 1930-х годов художник пытается отойти от чрезмерно тщательной линейно-пластической трактовки формы, придать цвету большую эмоциональную нагрузку. Отличающиеся приглушенным колоритом портреты в технике пастели становятся более живописными. Расширяется жанровая тематика. Мастер пробует свои силы в пейзаже и натюрморте, которые нередко вводил в многофигурные композиции в качестве фона и раньше.

Полотна Кацмана военного времени "Вести с фронта", "От Советского Информбюро" — все те же излюбленные многофигурные композиции, отличающиеся излишней повествовательностью, столь характерной для советской жанровой живописи 1940-50-х годов.

В 1947 году к тридцатипятилетию творческой деятельности Е.А.Кацмана, избранного членом-корреспондентом Академии художеств СССР, была устроена персональная выставка. В 1950-60-е годы художник продолжает активно работать, пополняя начатую в 1920-е годы портретную галерею своих современников. В честь восьмидесятилетия со дня рождения Евгению Александровичу Кацману присвоено почетное звание народного художника РСФСР и организована большая выставка.

Н.Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.