19.11.2012

Блехен, Карл (1798-1840)

Карл Блехен принадлежит к числу художников, порвавших ради искусства со своей прежней профессией. В 24 года он оставил службу в берлинском банковском доме Кене и поступил в Королевскую художественную академию. Ему оставалось прожить 18 лет. Период его полноценной художественной деятельности занял немногим более десятилетия, но в истории искусства это десятилетие значит больше, чем некоторые долгие и благополучные жизни его современников. В творчестве Блехена осуществился наиболее органичный и художественный "выход из романтизма" в немецком искусстве к пленэрной, "импрессионистической" манере, предвосхищающей на значительное время лучшие живописные достижения второй половины века.

Романтизм, окрасивший ранние годы творчества Блехена, был воспринят им "из первых рук". Еще учась в академии, он совершает путешествие в Дрезден, где знакомится с К.Д. Фридрихом и И. К. Далем, некоторое время работает, подобно им, неподалеку от Дрездена в Саксонской Швейцарии.

Устройством своей дальнейшей судьбы Блехен был обязан дружбе с известным художником-романтиком — Ф. Шинкелем, с помощью которого он получил место художника-декоратора в Берлинском королевском театре. Сам Шинкель, некогда преобразивший эту область искусства своим оформлением "Волшебной флейты" Моцарта (1815), не мог не оказать на Блехена сильного влияния. За три года Блехеном было оформлено 27 пьес, более 120 эскизов дошло до нашего времени. Театр в ту пору сказался на всем его творчестве, которое пошло по глубоко романтическому пути. Созданные им в этот период пейзажи-картины сделаны на театральные, литературные, мифологические и чисто символические темы. Однако наибольший интерес представляет его единственное обращение к историческому сюжету, натолкнувшему его на создание реального пейзажа. "Лагерь семнонов" представляет эпизод из глубокой древности Берлина (Бранденбургской марки) — многочисленные натурные штудии в окрестностях города предшествовали картине, и написанный на их основе пейзаж можно считать самым существенным в ней.

После публичного успеха этого произведения для Блехена начинается пора путешествий. Летом 1828 года он отправляется на Балтийское море, на остров Рюген, служивший источником вдохновения многим художникам-романтикам. Однако знаменитые меловые скалы на Рюгене, уже запечатленные до него Фридрихом, выглядят у Блехена совсем по-другому: они не обладают графической "кристалличностью", не претворены в сияющий мираж, не напоминают воздетые к небу руки, они в его этюде массивны, естественны и трактованы экспрессивно-живописно.

В конце сентября 1828 года Блехен отправляется в Италию. Итальянское путешествие, длившееся около года, оказало на Блехена огромное воздействие. Свет и краски итальянской природы совершенно изменили его видение. Многочисленные художественные впечатления не подчинили его, как это случалось со многими живописцами, становившимися в Италии покорными копировщиками классиков, он именно здесь (подобно Коро или Щедрину) состоялся как самостоятельный художник, открывший новые горизонты своего искусства. За год пребывания в Италии он выполнил около тысячи работ (главным образом рисунки, акварели, эскизы маслом) — невиданная интенсивность творческой жизни! Живя в Риме, Блехен не изображал его достопримечательностей. Окрестности, аллеи парков, непритязательные домики, деревья он то зарисовывает легкими контурами с незначительной отмывкой, то выполняет в спонтанной живописной манере, достигая такой естественности в передаче освещения, какая возможна только в работе на пленэре, — при этом максимально используется светоносная сила белого листа. Это мастерство пленэрного этюда достигает у Блехена своей вершины во время поездки на юг Италии — в Неаполь, Помпеи, долину Амальфи. Этюд "Деревья и дома" как будто пронизан слепящим светом, резкими плоскостями ложащимся на "глухие" стены домов, "прорывающимся" сквозь шеренгу деревьев. Этюд "Солнце на море" заставляет исследователей думать о возможности знакомства Блехена с искусством Тернера. Сразу привлекает внимание смелая асимметрия композиции: справа эскизно намеченное палаццо, на переднем плане лодка; все остальное — слепящий нам глаза солнечный свет, "растворяющий" в себе небо и море до самого горизонта.

Нельзя не сказать и о том, что эти удивительные художественные достижения в то время для всех — да и для самого Блехена были как бы подготовительным, незавершенным материалом. Полноценным законченным произведением искусства считались картины. Однако картины, впоследствии выполненные Блехеном по итальянским впечатлениям, часто гораздо более сухи и теряют непосредственность этюда.

По возвращении на родину Блехен развивает свой метод в натурных пейзажах, сделанных в окрестностях Берлина, в Сан-Суси, в Шпандау. Вместе с тем он работает над типично немецкой романтической темой — руины готической церкви в лесу. Это "возвращение к романтизму", когда в его творчестве появляются разрушенные церкви, монахи, руины — на новой живописной основе, — дает в акварели художественно необычный, интересный результат.

Некоторые романтические эскизы маслом середины 1830-х годов своей безудержной по темпераменту живописной экспрессией вновь напоминают Тернера ("Виселица в грозу"). Эти крайние проявления романтической экспрессии соседствовали у Блехена с принципиальными для развития искусства 19 века реалистическими достижениями: Блехен едва ли не первым в истории искусства осмелился запечатлеть индустриальный объект (картина "Прокатный завод в Эберсвальде").

Одна тема позднего творчества Блехена как бы синтезирует в себе противоположности, из которых складывалось его искусство. Из раскрытого окна он писал непритязательные крыши соседних домов. "Вид из окна" — традиционный мотив немецкого романтизма, концентрирующий в себе характерное противоречие конечного и бесконечного, выражающий романтическую тоску по желанной и недоступной дали. Блехен подходит к этому мотиву как романтик, но романтическая напряженность смягчается у него и сменяется ощущением поэтической прелести обыденного. "Берлинские крыши" Блехена написаны вдохновенно, широко, "импрессионистично" и окутаны мягкой, естественной воздушной атмосферой.

В 1830-е годы Блехен достиг признания, унаследовал профессорство в пейзажном классе академии от своего учителя Лютке. Но его творчество прервала душевная болезнь. Жена и друзья пытались сделать все, чтобы спасти его. Беттина фон Арним собирала деньги по подписке, чтобы вновь отправить его в Италию, в надежде, что это оживит его угасающий дух. Ничего не помогло, в 1840 году Блехен скончался, задолго до этого перестав работать.

Е.Кантор
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.