19.11.2012

Чимабуэ (ок. 1240 - после 1302)

Кисть Чимабуэ славилась одна,

А ныне Джотто чествуют без лести,

И живопись того затемнена.

Эта терцина Данте из XI песни "Чистилища" на долгие годы определила отношение к художнику. Комментаторы Данте в 14 веке, Филиппо Вилани и Лоренцо Гиберти в следующем столетии говорят о Чимабуэ как предшественнике и учителе Джотто, пользовавшемся широчайшей известностью и положившем начало развитию нового искусства. Джорджо Вазари именно биографией Чимабуэ открывает свои "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Если писатели эпохи Возрождения стремились подчеркнуть то общее, что объединяло Чимабуэ и Джотто, то исследователям 20 века с расстояния в семь столетий яснее стало различие этих двух выдающихся художников. Чимабуэ и Джотто, столь тесно связанные в реальной художественной жизни конца 13 века, в исторической ретроспективе оказываются по разные стороны от невидимой границы, разделяющей великие эпохи позднего средневековья и проторенессанса. Чимабуэ был крупнейшим живописцем дученто, создавшим лучшие, наиболее одухотворенные, экспрессивные и совершенные образцы искусства итальянского средневековья. Однако в целом его творчество оказалось за пределами проторенессансного движения, его почти не затронуло новое художественное мышление, которому было суждено изменить судьбу европейской культуры.

О жизни Чинни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ, известно и очень мало, и достаточно много. Очень мало, поскольку его жизненный путь намечают только два точных исторических свидетельства. В 1272 году, как можно узнать из документа в архиве Санта Мария Маджоре, Чимабуэ находился в Риме и был к тому времени совершеннолетним. Спустя тридцать лет, в 1301 году имя Чимабуэ называет документ из Пизы, куда художник был приглашен для работы в одной из городских церквей. Лишь единственное произведение Чимабуэ — мозаика "Св. Иоанн" в апсиде Пизанского собора — имеет точную дату и историческое подтверждение. Случайно сохранившиеся счета неопровержимо свидетельствуют, что художник работал над созданием мозаик в 1301-02 годах.

Мы знаем о жизни Чимабуэ достаточно много, поскольку существует подробное и красочное жизнеописание Вазари, в котором правдоподобные факты перемежаются с домыслами и несомненными фантазиями. Из этого жизнеописания устанавливается приблизительная дата рождения Чимабуэ. В 1300 году, по свидетельству Вазари, художнику было шестьдесят лет. Большую часть своей жизни Чимабуэ провел в родной Флоренции, хотя неоднократно выезжал в другие города, работал в Пизе, Ареццо, Ассизи. Флорентийцы почитали Чимабуэ за его искусство. Вазари рассказывает, что приехавшего в город короля Карла Анжуйского повели смотреть на образ, написанный Чимабуэ, как на одну из главных достопримечательностей. У художника было много учеников, среди которых самым талантливым и, возможно, самым любимым был Джотто, поселившийся после смерти учителя в его доме. Источники позволяют получить представление даже о характере Чимабуэ. Один из комментаторов Данте, имевший возможность общаться с людьми, лично знавшими художника, дает такой психологический портрет: "Чимабуэ был самым благородным из всех известных людям и вместе с тем был он столь заносчивым и презрительным, что если кто-либо указывал в его работе на ошибку или недостаток или если он сам замечал таковые... то немедленно бросал работу, как бы дорога она ни была ему".

Значительный интерес представляет вопрос о происхождении стиля Чимабуэ. Вазари рассказывает, что художник учился у греческих живописцев, приглашенных правителями Флоренции. Нет никаких достоверных свидетельств о работе этих живописцев. Но все же сообщение Вазари содержит момент истины. Ранние произведения Чимабуэ демонстрируют хорошее знание византийского искусства, которое играло значительную роль в художественной жизни Италии 13 века. Византийские влияния, соединившись на итальянской почве с местными романскими традициями и проникавшими с севера готическими мотивами, образовали своеобразное художественное явление, получившее название "греческой манеры".

Черты "греческой манеры" особенно ясно видны в одном из самых ранних произведений Чимабуэ — "Распятии" из Ареццо, созданном около 1280 года и показывающем искусство уже сложившегося художника. Чимабуэ использовал широко распространенный в итальянском искусстве 13 века тип распятия с S-образно изогнутой фигурой Христа. Такие распятия создавали зримый, чувственно-конкретный образ искупительной жертвы, отвечающий изменившимся религиозным представлениям эпохи. В учениях, набиравших силу францисканского и доминиканского орденов, большое внимание уделялось личностному и глубоко эмоциональному переживанию истории спасения, при этом богословская мысль сосредоточивалась на теме страданий Христа. "Распятие" Чимабуэ не обладает ярко выраженными иконографическими особенностями. Почти во всех иконографических и типологических деталях оно совпадает с известным "Распятием" Джунта Пизано. Однако стилистическое сравнение этих произведений позволяет выделить индивидуальные черты манеры Чимабуэ. Флорентийского художника отличает стремление к большей стилизации изображения. Он усиливает значение силуэта и контурной линии, подчеркивает структурное начало, тщательно моделирует все формы, добиваясь особой, почти кристаллической отчетливости. По сравнению с "Распятием" Джунта Пизано влияние византийского искусства ощущается слабее, возрастает роль декоративных элементов, при этом образ обладает большей эмоциональной конкретностью. Одухотворенность приобретает черты чисто католического спиритуализма, одновременно и более абстрактного, и более чувственного, чем византийский.

Дальнейшее развитие стиля Чимабуэ показывает "Богоматерь с младенцем на троне" из галереи Уффици, созданная около 1285 года и предназначавшаяся для главного алтаря церкви св. Троицы во Флоренции. В этом изображении ясно виден новый интерес художника к более объемной трактовке форм и пространственным решениям, особенно хорошо заметным в сложной архитектуре двухъярусного трона. Однако отдельные новые черты не становятся здесь самостоятельной художественной концепцией. Они сочетаются с совершенно условными изобразительными приемами. К примеру, одеяния Богоматери испещрены золотыми линиями, так называемым ассистом, который понимался в средневековье как символическое изображение божественной энергии.

В 1288-90 годах Чимабуэ работает над росписями верхней церкви св. Франциска в Ассизи. В этих фресках такие черты искусства Чимабуэ, как чувство монументального, способность подчинить композицию единому декоративному ритму, тяготение к повышенной экспрессии, получают наиболее яркое и совершенное воплощение. Среди фресок, принадлежащих Чимабуэ, выделяется изображение "Распятия". Завершение крестного пути художник показывает как трагедию вселенского масштаба. Тело Христа изгибается как бы в предсмертной судороге, ткань набедренной повязки вздымается под порывом сильного ветра. Слетающие с небес ангелы закрывают лица руками в жесте безграничного отчаяния. Люди на земле протягивают к Христу напряженные, как натянутые струны, руки. Перед нами искусство, полное глубочайшего драматизма, высокого ораторского пафоса, вдохновленного живым и сильным религиозным чувством. Такие изображения позволяют понять смелые сравнения исследователей, называвших художника "Микеланджело 13 века".

В середине 1290-х годов Чимабуэ вновь приезжает в Ассизи и пишет несколько фресок в нижней церкви св. Франциска, среди них композицию "Богоматерь на троне со св. Франциском". Образ самого почитаемого итальянского святого 13 века из этой композиции говорит о том, что художник не остался в стороне от новых веяний конца столетия. Лицо св. Франциска с почти уродливыми и в то же время одухотворенными чертами совершенно лишено какой-либо идеальной типизации и обладает остроиндивидуальным характером. Оно заставляет поверить в сообщение Вазари и некоторых других авторов, что Чимабуэ был одним из первых художников, который стал писать образы с реальных людей, "подражая натуре". Принципиально новое качество, заложенное в образе св. Франциска, не получило развития в последний период творчества Чимабуэ. Созданное в 1302 году мозаичное изображение "Св. Иоанна" в апсиде Пизанского собора демонстрирует компромиссный стиль, сочетающий разнородные черты, но в целом остающийся в рамках средневековой художественной системы. Чимабуэ как бы только прикоснулся к реформе Кавал — лини и Джотто и тут же вернулся к более органичным для него формам художественного видения.

Нам неизвестна точная дата смерти Чимабуэ. Некоторые полагают, что он был еще жив в 1315 году. Художника похоронили во флорентийской церкви Санта Мария дель Фьоре. Место погребения украсила красноречивая латинская эпитафия: "Думал Чимабуэ, что овладел твердыней живописи. Да, при жизни он ей овладел, теперь же владеет звездами в небе".

А.Лидов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.