Пармиджанино (1503-1540)
Маньеризм всего ярче проявился на итальянской почве. К началу 1520-х годов он уже существует как вполне сложившееся стилевое направление. Такие известные художники, как Понтормо, Джулио Романо и Пармиджанино, воплощают в своем творчестве основные его особенности — драматическую остроту образов, преувеличенную экспрессию поз и движений, светотеневые и колористические диссонансы, нервную игру линии. Для этих мастеров характерны мистическая настроенность и трагедизм мировосприятия.
Франческо Маццола, больше известный под именем Пармиджанино, начинал свой творческий путь под сильным влиянием мастеров позднего Возрождения, в особенности Антонио Корреджо, фрески которого в пармской церкви Сан-Джованни Эванджелиста произвели на молодого художника неизгладимое впечатление.
В 1523 году Пармиджанино решил поехать в Рим, чтобы там усовершенствоваться в живописи, изучая произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров. Есть свидетельство, что он взял с собой несколько своих картин, в том числе автопортрет, написанный в виде отражения в вогнутом зеркале. Картина очень понравилась папе Клименту VII — он был удивлен, видя такое мастерство у столь молодого живописца. Пармиджанино очень надеялся, что папа поручит ему написать фреску на одной из стен ватиканских залов. И в самом деле у Климента VII было такое намерение. Но случилось несчастье: в 1527 году "вечный город" был взят и разграблен солдатами императора Карла V испанского. Перенеся ряд довольно опасных злоключений, художник все-таки сумел уехать в Болонью, где вновь принялся за работу, исполняя гравюры со своих рисунков. Здесь его ждали неприятности: у него были украдены все рисунки. Но художник не унывал. Кража лишь заставила его вернуться к живописи.
В 1531 году Пармиджанино возвратился в родной город. К тому времени Корреджо уже уехал из Пармы, и у художника не было соперников. Но жизнь Пармиджанино никогда не текла по прямому руслу. За неисполнение заказа на роспись церкви братства делла Стуката он был посажен в тюрьму. Его освободили только после торжественного обещания продолжить работу. Однако художник тут же бежал в сопровождении друзей в небольшой городок недалеко от Пармы и скрывался там некоторое время. В результате заказ так им и не был выполнен. Он умер 37 лет от лихорадки, оставив искусство. Вазари писал о нем: "...очень жаль, что Маццола, которому природа дала большой талант к живописи, хотел сделаться богатым, не идя по прямому пути и желая получить то, чего никогда не мог достигнуть, потерял время, пренебрег своим искусством и испортил свою жизнь и репутацию". Возможно, что биограф намекает на занятия Пармиджанино алхимией, чрезвычайно модной в то время.
Уже одна из ранних вещей, написанных в Болонье, демонстрирует зрелый стиль художника. Это "Мадонна с розой" (1527, Дрезденская галерея), картина, в которой распад ренессансного образа представлен в полной мере. Главное, что здесь сознательно разрушена гармония между идеалом и формой его воплощения. Во всем главенствует неприкрытая чувственность, рассчитанная на утонченный вкус аристократии. Изысканный ритм складок одежд и занавеса создает ощущение вневременности образов, их удаленности от жизни. Такова позиция художника.
Еще дальше на пути ухода от реальной действительности стоит так называемая "Мадонна с длинной шеей" (Флоренция, Уффици) — одно из центральных произведений всего итальянского маньеризма. В связи с этой картиной возникает много вопросов, ответы на которые дать довольно трудно. Есть ли тут реальное пространство или художник, исходя из каких-то определенных целей, запутывает зрителя? Где спинка трона, на котором изображена восседающей Мадонна и что за колоннада возвышается на заднем плане картины? Все эти вопросы могут найти объяснение, видимо, только в одном — художник хотел создать мир настолько ирреальный, что использовал самые невероятные композиционные приемы. Вероятно, что самым важным было для Пармиджанино создание образа, абсолютно непохожего на то, что он мог видеть у своих предшественников. Он написал не сцену семейного счастья, а олицетворение одухотворенной красоты. Этому способствовали и сознательное искажение натуральных пропорций, и нечеловеческая хрупкость тел, и загадочное выражение лиц.
Конечно, уход от окружающей жизни в мир спиритуализма и эстетических переживаний был известным шагом назад по сравнению с достижениями мастеров Высокого Возрождения. Но в то же время в лице Пармиджанино маньеризм достиг таких высот выражения духовного начала, которые подчас были недоступны искусству Возрождения.
Эти художественные концепции нашли объяснение в теоретических трудах маньеристов Ломаццо, Боргини и особенно Федерико Цуккаро.
Мир портретов Пармиджанино — особая глава в истории его творчества. Характерно, что он начинает и завершает свое блестящее мастерство. А вот автопортрет из галереи Уффици — свидетельство трагического внутреннего разлада, драмы художника, познавшего дисгармонию мира.
Женский портрет из неаполитанской галереи Каподимонте — пожалуй, самый светлый образ во всем творчестве художника. Его еще называют портретом Антеи, ассоциируя изображенную на нем женщину с возлюбленной мастера. Безотносительно к тому, насколько реалистичен этот портрет, можно сказать, что перед нами воплощение нового идеала женской красоты в итальянском искусстве. В свое время о нем было написано следующее: "То, как высокая женщина, изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма".
Казалось бы, предназначенное узкому избранному кругу людей, искусство Пармиджанино оказало значительное воздействие на европейскую живопись. Именно оно подготовило почву для возникновения, а затем и бурного расцвета стиля барокко.