Жирардон, Франсуа (1628-1715)
Имя Франсуа Жирардона хорошо известно, и вместе с именами П.Пюже и А.Куазевокса выражает все 17 столетие — эпоху классицизма. Известность ему принесли "Купальня Аполлона", "Похищение Прозерпины" и гробница кардинала Ришелье. Он является также автором знаменитого памятника Людовику XIV, установленного на Вандомской площади в Париже и составившего целую эпоху в бронзолитейном деле, нескольких бюстов, надгробий и многочисленной декоративной скульптуры, украшавшей когда-то сады и парки Франции.
Скульптор родился 10 марта 1628 года в скромном провинциальном городке Труа. Местная традиция утверждает, что в пятнадцать лет Жирардон расписал капеллу Святого Жюля у северных ворот Труа сценами из жизни святого. Это дало повод одному из биографов Жирардона, Мариетту, утверждать, что "он взял в руки кисть раньше, чем резец". Но прежде всего он был скульптором. Жирардон родился в семье литейщика и хорошо знал это ремесло. Его учителем был почти неизвестный теперь скульптор Бодессон. Но в Труа он, видимо, выделялся среди других мастеров. Именно к Бодессону с заказом украсить церковь Сен-Либо и Виллемор обратился уроженец Труа кавалер Сегье, большой друг художников, игравший не последнюю роль в художественной жизни Парижа. Он сумел оценить способности Жирардона и отправил его в Рим, обеспечив материальную поддержку.
В Риме Жирардон встретился с художником П.Миньяром, но большее влияние на становление его творчества оказал гравер Филипп Томассен, которого мог рекомендовать Сегье. Среди двух сотен его медных и деревянных досок, в основном воспроизводящих работы Ж. Калло и Н. Кошена, 52 посвящены интерпретациям антиков. Томассен стал учителем Жирардона. Из мастеров скульптуры Жирардон был увлечен менее "классичным" фламандцем Ф. Дюкенуа и северянином Жаном де Булонем, который в его глазах воплощал традиции великих мастеров Возрождения, боготворимых им. Последние исследования говорят о работе Жирардона в мастерской Л.Бернини. Творчество этого крупнейшего итальянского барочного мастера 17 века оказало большое влияние на становление французского скульптора.
В Риме Жирардон пробыл только несколько месяцев. После смерти Томассена он вернулся в Труа, где выполнил свою первую крупную работу — декорирование одного из красивейших отелей города. Вскоре по вызову Сегье Жирардон отправился в Париж (около 1652 года). Вместе с другими мастерами он начал работать по заказам Дирекции Королевских строений. В 1657 году Жирардон поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры, а через два года стал ее профессором. Успех Жирардону был обеспечен благодаря тесной связи с Шарлем Лебреном, чьи взгляды на искусство он разделял, примкнув к его академической группировке еще в начале 1650-х годов. Биографы Жирардона утверждают даже, что с 1662 года его внимание к творчеству Лебрена перешло в слепое поклонение. С этим трудно согласиться, если учесть, что среди друзей Жирардона были Буало, Расин, Конде и другие яркие, талантливые личности эпохи. Скорее можно говорить о действительно огромном влиянии идей Лебрена на скульптора. В Париже, в непосредственной близости Лебрена, сложилась собственная манера, темперамент, талант и даже гений Жирардона. Здесь он научился свободному "обращению" с мифологией и символикой. Создавая свои произведения, Жирардон переосмыслял античность в современном духе, что характерно для классицизма второй половины 17 века. Скульптору удалось заручиться поддержкой влиятельных лиц — Кольбера и архитектора А. Мансара. Один из биографов Жирардона отмечал, что впоследствии он многое потерял со смертью своих покровителей, видевших в нем человека старой закалки и доверявших работы, которые не могли выполнить другие мастера.
1660-е годы для Жирардона стали особенно плодотворными. Лебрен был назначен первым живописцем короля, а затем директором Королевской мануфактуры гобеленов и мебели; Кольбер возглавил Дирекцию Королевских строений. В их руках сосредоточились все крупные заказы, и многие из них были отданы Жирардону. Он декорирует свод Галереи Аполлона в Во-ле-Виконт, украшает Фонтенбло, но истинную славу Жирардону приносят работы, исполненные им в Версале.
С украшением парадной резиденции Людовика XIV, начатым в 1660-е годы, связаны две самые знаменитые работы скульптора: "Аполлон, которому прислуживают нимфы" ("Купальня Аполлона", 1666), первая прославившая его скульптурная группа, и ставшее апогеем его славы "Похищение Прозерпины" (1699).
Модель первого произведения, получившего название "Аполлон, которому прислуживают нимфы", была выполнена в 1666 году, работа по переводу ее в мрамор заняла еще пять лет. Она проходила в собственной мастерской Жирардона, а его помощником был скульптор Т. Реньоден. За это время Жирардон совершил вторую свою поездку в Италию, поводом для которой стало поручение Кольбера наблюдать за украшением королевского флота, строившегося в Тулоне. Из Тулона он уехал в Рим и пробыл там до мая 1669 года.
Рим — центр двух культур, античной и ренессансной, участвующих в формировании творчества каждого значительного художника последующих эпох. Вторая поездка в Рим, без сомнения, была вызвана началом работы над группой Аполлона. Она самая "античная" из всего им созданного. В ней он сумел воплотить мощь, силу и величественную красоту античности, что отмечали современники скульптора, которые сравнивали его с великими мастерами древности. Не случайно именно Жирардону была поручена реставрация многочисленных античных статуй в королевских собраниях, и среди наиболее ответственных работ — восполнение отсутствующих рук в группе "Лаокоон".
В 1679 году "Купальню Аполлона" описал Фелибьен: "Солнце, завершив свой путь, спускается к Фетиде, где шесть ее нимф прислуживают ему, помогая восстановить силы и освежиться, группа из семи фигур белого мрамора, четыре из которых выполнил Франсуа Жирардон и три — Тома Реньоден". Скульптора захватил не только сюжет, но и возможности его интерпретации. Ни одна из античных групп, за исключением "Фарнезского быка" и "Ниобид", не включала более трех фигур. Античная статуя "Аполлон Бельведерский" послужила образцом при создании Жирардоном фигуры главного персонажа, которая дана в укрупненном масштабе по сравнению с изображениями нимф за его спиной. Но успех группы был предопределен не только обращением к античному образцу. Ее выразительность — в гармоническом соединении естественности и идеальной красоты, современности и тонко воспринятой античности, в единстве высокой интеллектуальности и выраженной в ней духовности 17 века.
Вслед за установкой группы Аполлона в "Гроте Фетиды" последовали новые заказы для Версаля, и только в 1699 году была установлена другая его работа, которая, бесспорно, принадлежит к лучшим творениям французского искусства 17 века и как бы завершает его, — " Похищение Прозерпины ". Эта композиция, одна из четырех задуманных Лебреном тем похищений, представляет античный миф о похищении Прозерпины, дочери Юпитера и Цереры, Плутоном, который сделал ее своей супругой и царицей подземного царства. Первым среди скульпторов 17 века этот сюжет привлек Л. Бернини, затем стал одним из любимых во французском искусстве той эпохи. Несмотря на влияние Бернини, Жирардон в своей скульптуре во многом противоположен ему. Он разрабатывает группу из трех фигур, компонуя ее по вертикали, добиваясь единства и цельности композиции. Мастерство скульптора — в том, что группа высечена из единого блока камня, и с какой достоверностью и естественностью он сумел передать в пластике фигур стремительное движение и накал страстей! По яркости замысла и гениальности воплощения эту группу часто сравнивают с выдающимся творением классицизма 17 века — трагедией Ж. Расина "Ифигения".