Юнтунен, Суло Хейккиевич (1915-1980)
Суровая и романтическая красота Карелии всегда влекла к себе художников. Она запечатлена на полотнах И. И. Шишкина и В. Д. Поленова, А. А. Рылова и В. В. Мешкова. Но Суло Юнтунена справедливо считают первооткрывателем современного карельского пейзажа. Ему удалось взглянуть на природу этого северного края глазами нашего современника, пластически осмыслить ее по-новому, услышать в ней биение пульса времени.
Жизнь С. Юнтунена была связана с Карелией на протяжении почти полувека. Он приехал сюда в 1934 году. Здесь начинались его занятия живописью, хотя желание стать художником было им осознано не сразу.
Суло Юнтунен родился в Петрограде, в семье финского рабочего. В 1920 году вместе с родителями он переехал на родину в Тампере, где учился сначала в обычной, а затем в специальной школе, овладевая ремеслом художественной обработки металлов, занимаясь рисованием. Но жизнь семьи Юнтунен в Финляндии не сложилась. Отец за левые убеждения потерял работу. Поэтому принимается решение вернуться в СССР.
По возвращении в Советский Союз Юнтунен живет сначала за Уралом, затем в Ленинграде и, наконец, в Петрозаводске. За карандаш он не берется долгие годы. На протяжении многих лет им владела иная мечта — стать инженером. Но здесь, в Карелии, что-то изменилось. Юнтунен увлекся рисованием, пробует писать маслом. Поступив на рабфак, он одновременно начинает посещать открывшуюся в 1936 году художественную студию при Доме народного творчества, которой руководил В. Н. Попов — воспитанник И. Е. Репина, талантливый художник, замечательный педагог. Заметив способности ученика, он и помог получить молодому художнику профессиональную подготовку и определить жизненный путь. Война и эвакуация прервали занятия живописью, но от осознанной цели Юнтунен уже не отступил.
После войны он с увлечением возобновляет творческую работу, участвует в выставках. В 1951 году картины Юнтунена впервые демонстрируются на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Уже с первых лет своей творческой деятельности он прочно связывает свое искусство с пейзажем, заявив о себе как о художнике вдумчивом и серьезном.
Тем не менее полотна Юнтунена 1950-х годов свидетельствуют о том, что в это время художник переживает период творческого становления.
В пейзажах той поры (среди них — "Онежское озеро", "Река Чирка-Кемь", "Сегежа") Юнтунен следует по пути внимательного, достоверного рассказа о полюбившихся уголках природы Карелии. В этих работах чувствуются умелая рука, тренированный глаз, любовное следование традициям классиков русского пейзажа второй половины 19 века. Художнику удается донести до зрителя романтику и красоту природы, передать определенный эмоциональный настрой. Однако активное авторское отношение к изображаемому ощущается в них пока еще слабо.
Размышляя о живописи, Юнтунен однажды заметил: "Восхищаться природой — мало. Это неизбежно приведет к повторению. Будешь работать "под Левитана" или "под Ван Гога". Недостаточно даже самостоятельно чувствовать. Для того чтобы показать жизнь по-своему, надо научиться думать".
Художник осознавал необходимость в новых образных средствах, которые позволили бы с большей полнотой выразить красоту окружающего мира, запечатлеть своеобразие эпохи. В этот период он с особым интересом обращается к творчеству А. Дейнеки и Г. Нисского, стараясь в их художественных принципах найти ответы на волнующие вопросы.
Направление поисков Юнтунена на рубеже 1950-60-х годов отвечало общим тенденциям развития советского искусства той поры, они были подсказаны самой жизнью. Постепенно в его пейзажах все сильнее начинают звучать интонации иного художественного языка, наблюдается переход от излишней детализации к пластическому обобщению и четкой композиции, от скрупулезной выписанности к свободной, раскованной живописной манере. Меняется и образный строй его полотен, он становится емким и насыщенным. Природа и человек с его деятельностью отныне почти всегда живут в полотнах Юнтунена нераздельно.
Среди наиболее интересных пейзажей 1960-х годов — "Дорога в колхоз" (1964), "Плот готов" (1964), "Белая ночь" (1960), "Лодки на берегу" (1969). Композиция их, как правило, динамична, изображение строится на сопоставлении чередующихся горизонтальных планов, уходящих вдаль. Нередко используемая художником высокая линия горизонта усиливает ощущение простора и необъятности карельской земли. А обобщенный живописно-пластический язык полотен подчеркивает их эпическое звучание.
Палитра пейзажей Юнтунена разнообразна. В более ранних картинах она достаточно сдержанна и скупа. Сизо-голубая гладь вод, темная зелень леса — все это было призвано обострить ощущение суровой, аскетической природы края. Но в работах второй половины 1960-х годов колористическая гамма значительно обогащается, становится цветной и насыщенной, строится часто на звучных контрастных сочетаниях, когда изображение порой напоминает своеобразную живописную аппликацию ("Гридинский рейд", 1966; "Субботний вечер", 1970).
Характерные для Юнтунена пейзажи-картины, проникнутые обостренным чувством современности, а также реже встречающиеся в его творчестве "чистые" пейзажные полотна — все они вместе как бы складываются в единый образ карельской земли. И словно стремясь осмыслить свое представление о родном крае, подвести своеобразный итог творческим исканиям, художник создает в 1970-е годы большие полотна-панорамы "Новая Карелия" и "Карелия моя". В них, как в живописном эпосе — глава за главой, — развертывается неторопливое повествование о крае голубых озер и синих лесов, о людях, живущих на этой прекрасной земле и преобразующих ее своим трудом.
Произведения народного художника СССР Суло Юнтунена снискали широкое признание у нас в стране и за рубежом. Творчество этого замечательного мастера, бесспорно, составит интереснейшую главу в истории современной советской пейзажной живописи.