19.11.2012

Яковлев, Борис Николаевич (1890-1972)

Б.Н.Яковлев — один из крупнейших мастеров советской пейзажной живописи. Его имя традиционно связывают с именами художников А.К.Саврасова, В.Д. Поленова, И.И.Левитана и деятелями "Союза русских художников" как последователя и преемника их метода.

Яковлев родился в семье провизора в Москве. Рано обнаружилась его склонность к занятиям живописью. Характерно, что тяготение к пейзажному жанру обозначилось сразу и стало главенствующим в последующем творчестве художника. Несмотря на то что он поступает по настоянию отца в Московский университет на физико-математическое отделение естественного факультета, будущий художник не оставляет своей истинной приверженности искусству и решает заняться живописью профессионально.

С 1915 года он — студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Позднее Борис Николаевич напишет: "То был натиск, одержимость, то самая счастливая пора в моей жизни была. Товарищи были замечательные — Корин, Иогансон, Чекрыгин, Хвостенко. Мы учились у сильных художников — наших преподавателей, и еще друг у друга". Руководителем мастерской пейзажной живописи в это время был А.М.Васнецов, передавший своим ученикам любовь к работе с натурой. "Пейзажное видение" Яковлев воспринял у Л.О.Пастернака, А.С.Степанова, А.Е.Архипова.

В 1917 году, будучи студентом Училища, художник экспонирует свои произведения на 17-й периодической художественной выставке Нижегородского общества любителей художеств.

За пейзаж "Оттепель" и "Натюрморт на пестром платке" в 1918 году, по окончании училища, получает звание художника.

В работах дореволюционного периода "Терраса" (1915), "Сенеж" (1915), "Страстной монастырь" (1917) Яковлев обнаруживает стилистическую причастность к художественному методу пейзажистов "Союза русских художников". Группа пейзажей тех лет по композиционным и колористическим принципам, выбору изображенного мотива близка работам С.Ю.Жуковского, П.И.Петровичева, Л.В.Туржанского. В этот период художник, несомненно, испытал на себе некоторое влияние художников "Мира искусства". Не случайно в 1921 году работы Яковлева экспонировались на выставке этого общества.

В 1920-е годы тонкое чутье художника безошибочно подсказало ему выбор новых сюжетов и новых задач, поставленных временем. Элегическая интонация работ первого послереволюционного пятилетия, казалось бы, не предвещала нового взгляда на мир и новой концепции пейзажного жанра — "Мартыновский парк" (1919) и "Найденовская дача" (1922) близки работам 1910-х годов. Тем более неожиданным стало появление одного из самых известных, вошедших в классику советского искусства, произведений — "Транспорт налаживается" (1923), которое было создано Яковлевым после вступления в АХРР. Меняется не только изобразительный ряд, но и самый подход к изображению. Привносится момент действия, что следует из названий новых картин, в которых появляется чеканная "глагольность": "Транспорт налаживается", "Строят павильон сельскохозяйственной выставки".

В картине "Транспорт налаживается" появляется новое понимание пространства, неизвестное работам предшествующего времени, способное выявить пульсирующий ритм новой эпохи. Оно сообщает пейзажу известную монументальность: опустив линию горизонта, предоставив пространству неба значительную часть холста, автор создает определенные масштабные соотношения, которые делают будничную сцену на железной дороге значительной и грандиозной. Переход от камерного пейзажа к обобщающей форме пейзажа-картины открыл новые пути развития жанра, обозначил новые перспективы творчества художника.

В 1920-е годы деятельность Яковлева всецело связана с АХРР, одним из основателей которой он являлся. Художник много путешествует по стране, находя темы для новых произведений.

В его творчестве 1930-х годов намечаются два направления: одно — идущее от традиций "Союза русских художников", сохраняет интерес к камерному пейзажу; другое — панорамные пейзажи строек, этнографические зарисовки. Прием монументализации пейзажа, сформировавшийся в картине " Транспорт налаживается", по-новому, более остро воплощается в работе 1930 года "Краны". Вертикальный формат картины подчеркивает устремленность вверх металлических конструкций. Так же как и в первой работе на индустриальную тему, большая часть холста отведена изображению неба, безграничным пространственным далям. Первый план фактически отсутствует, применен принцип "лягушачьей перспективы". Главными "героями" пейзажа становятся краны, дающие ощущение пространства, активно преобразуемого рукой человека.

Другой, также характерный для этого периода, пейзаж — "Урал" (1934). В нем в наиболее ясных формах воплотилась яковлевская концепция пейзажа как монументальной картины.

Наиболее полно творчество художника реализовалось в 1920-30-х годах. Произведения именно этого периода вошли в классику советской пейзажной живописи. Основываясь на реалистических традициях русской пейзажной живописи, Яковлев сумел расширить границы жанра, создав его новую разновидность — советский индустриальный пейзаж.

Сергей Васильевич Герасимов сказал о картинах Яковлева: "Большой художник только может так писать. Сразу не рассмотрят — увидят потом".

Т.Бушкова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.