Андреев, Вячеслав Андреевич (1890-1945)
Профессия живописца, скульптора, архитектора нередко бывала семейной. Она передавалась из поколения в поколение, наследовалась от отца сыном, от старшего брата младшим. В истории русского искусства хорошо известны семьи Бенуа, Лансере, Маковских; остались в памяти имена братьев Васнецовых, Коровиных, Кориных. В роду бывшего крепостного Андрея Акимовича Андреева художников не водилось. Но два его сына и три дочери закончили Строгановское художественно-промышленное училище и получили профессию художника.
Самым младшим в семье был Вячеслав. Ему исполнилось восемь лет, когда умер отец. Забота о брате и младших сестрах легла на старшего — Николая, скромного преподавателя Строгановского. Через десять лет его имя станет известным и навсегда войдет в историю отечественного искусства благодаря созданному им памятнику Н.В.Гоголю.
В годы, когда к старшему брату пришло всероссийское признание, младший еще учился в Строгановском, куда поступил в 1903 году. Сестры Капитолина и Лидия уже заканчивали училище. Увлекшись керамикой, они много времени проводили в керамической мастерской на Рождественке. Интерес к декоративной скульптуре передался и Вячеславу. В мастерской Николая в Большом Афанасьевском переулке был муфель для обжига, там обжигал свои первые вещи и Вячеслав.
В 1912 году Вячеслав Андреев закончил Строгановское училище со званием художника по прикладному искусству. Это был второй выпуск скульптурной мастерской, возглавляемой Н.А.Андреевым. Все эти годы Николай был для Вячеслава наставником, щедро делившимся секретами скульптурного мастерства. И самый дорогой подарок новоиспеченному ваятелю преподнес старший брат: подарил "маленькую" мастерскую. Ту самую, в которой еще недавно он сам работал над барельефами к памятнику Гоголю.
Сразу после окончания училища Вячеслав был призван вольноопределяющимся в армию, где ему пришлось целый год рисовать плакаты и наглядные пособия, а лепкой заниматься лишь в свободное время. Осенью 1913 года вместе с братом Вячеслав начинает работать как скульптор-декоратор в московском театре-кабаре "Летучая мышь". Этим популярным кабаре руководил бывший актер Художественного театра Никита Балиев. С увлечением занимаясь оформлением спектаклей и устройством интерьеров театра "пародии и шутки", Вячеслав готовился к поступлению в Академию художеств. Но его планы нарушила первая мировая война. Поздней осенью 1914 года в жестоких боях под Лодзью несколько русских полков попали в окружение; в числе взятых в плен оказался и Андреев.
В Москву Вячеслав Андреев вернулся в октябре 1918 года. Он поселился в "маленькой" мастерской (соединенной проходом с "большой" мастерской Николая Андреевича) и сразу окунулся в работу по реализации ленинского плана монументальной пропаганды. Н.А.Андреев, один из интереснейших русских скульпторов тех лет, а вместе с ним и В.А.Андреев приняли в его осуществлении большое участие. В 1919 году братья работают в Кремле, занимаясь оформлением Зала заседаний ВЦИК (ныне — Свердловский зал). Они выполнили скульптурные портреты К.Маркса и Ф.Энгельса, барельефы Л.О.Бланки, Ф.Лассаля, А.К.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р. Оуэна, А.Бебеля, Н.Г.Чернышевского, Г.В.Плеханова (не сохранились). Их отличали строгая монументализированная форма, крепкая композиция и конструктивное решение. Этими же качествами обладала и статуя Свободы для обелиска Конституции на Советской площади. В работе над ней Н.А.Андрееву также помогал младший брат. В 1920 году, в связи с 50-летнем со дня смерти А.И.Герцена, Вячеслав исполнил его бюст для Большого театра, где должно было проходить торжественное заседание. Помогал брату в работе над мемориальными досками с профильными изображениями А.И.Герцена, Н.И.Огарева, Т.Н.Грановского и сам исполнил из цемента с мраморной крошкой доски Н.Г.Чернышевского и Н.В.Станкевича.
В 1923 году Вячеслав Андреев исполняет фигуры "Рабочего" и "Крестьянина" (гипс, не сохранились) для Всероссийской сельскохозяйственной выставки и принимает участие в конкурсе на памятник А.Н.Островскому. Жюри и публике предстояло выбрать лучший из 58 представленных проектов. Проект В.Андреева "Старый быт" получил вторую премию, а "Московский говор" — третью; Н.А.Андреев получил первую и четвертую премии.
В.А.Андреев удачно совмещал работу в станковой и монументальной скульптуре. Одной из тем, к которой скульптор обращался на протяжении всего творчества, был образ В.И.Ленина. Впервые Вячеслав Андреев увидел Ленина в Кремле в конце 1919 года. В 1920 году братья присутствовали на заседаниях II конгресса Коминтерна, где В.Андреев сделал более 50 зарисовок выступающего Ленина. В них ему удалось с документальной точностью зафиксировать позу Ильича, его манеру говорить. Андреев был и среди тех, кто в феврале 1924 года откликнулся на призыв правительства к мастерам изобразительного искусства, имевшим возможность при жизни В.И.Ленина "писать с него портреты или лепить его скульптурное изображение, делать рисунки и снимки", представить "оригинальные произведения, изображающие В.И.Ленина". Среди 500 поступивших работ лучшим был признан барельеф Андреева (1923) и вместе с маской и барельефом работы И.Д.Шадра рекомендован к массовому воспроизведению. В 1925 году полутораметровый бронзовый барельеф В.И.Ленина, вкомпонованный в высеченную в скале звезду, был установлен в Кисловодске, став одним из первых ленинских памятников.
Скульптор много работал в портретном жанре. Неоднократно он возвращался к изображению "отца русской авиации" Н.Е.Жуковского. Андрееву принадлежит надгробие ученого (1923), бюст перед зданием ЦАГИ (1932, цемент с мраморной крошкой) и бюст, установленный вблизи Военно-воздушной академии в Москве (1932-1933, бронза). В 1929 году Андреев участвовал в конкурсе на скульптурное украшение рабочих клубов. Его работы "Стрелочница" и "Рабочий-изобретатель" были премированы. Впоследствии цементная фигура рабочего, символизирующая нового человека-творца, украсила сквер у Крестьянской заставы.
В середине 1930-х годов здоровье скульптора заметно ухудшилось. Врачи потребовали оставить занятия скульптурой. Для художника же это было равносильно смерти. Андреев остается в гуще культурной жизни страны. Он участник всех конкурсов на проектируемое в Москве грандиозное здание Дворца Советов. Величественное трехсотметровое сооружение являлось своеобразным пьедесталом для стометровой статуи В.И.Ленина, три варианта которой представил Андреев. Тесно сотрудничавший с Б.М.Иофаном, возглавлявшим проектирование Дворца, Андреев делает по рисунку архитектора скульптуру "Рабочий и колхозница" для макета советского павильона на Парижской выставке 1937 года. После того как проект Иофана признали лучшим, был объявлен конкурс и на проект скульптуры, но в нем победила В. И. Мухина. В следующем году проект павильона на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке, представленный Иофаном, вновь оказывается лучшим. И опять, следуя замыслу зодчего, Андреев лепит фигуру идущего молодого рабочего с высоко поднятой правой рукой, в которой сияет звезда. Скульптору удалось создать необычайно выразительное, динамичное и монументальное произведение, отличающееся от статичных и дробных фигур его проекта "Рабочего и колхозницы", и выиграть конкурс.
Мраморный подковообразный советский павильон венчала двадцатичетырехметровая статуя рабочего из нержавеющей стали с двухметровой рубиновой звездой — "воплощение молодости, бодрости, силы духовной красоты". По окончании выставки Андреев с энтузиазмом взялся за восстановление монумента, который вместе с павильоном было решено установить в ЦПКО им. Горького. Но война безжалостно перечеркнула эти планы.
В составе проектной мастерской Дворца Советов Андреев эвакуируется в Свердловск. Там им было выполнено большое количество эскизов и моделей к проекту оформления дворца. Возвратившись в феврале 1943 года в Москву, скульптор начал работать над восемью статуями для строящейся станции метро "Бауманская". "Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь", — гласила надпись при входе в вестибюль, для которого художник успел закончить четыре гипсовые фигуры героев.
Когда художника не стало, его давний друг скульптор В.И.Мухина, делившая с ним общую мастерскую в военном Свердловске, сказала: "Вячеслав Андреевич был человек, который никогда не переступал дорогу товарищу". Таким он и запомнился знавшим его: красивым, талантливым, удивительно застенчивым и скромным, остававшимся чуть-чуть в тени, как бы на вторых ролях, неизменно отстаивавшим в скульптуре завещанную ему братом верность реализму.