19.11.2012

Шмельков, Петр Михайлович (1819-1890)

П.М.Шмельков — один из видных представителей реалистической сатиры 1860-70-х годов. Художник яркого и многообразного дарования, не сумевший, правда, в силу объективных обстоятельств полностью развернуть свой талант, Шмельков, сатирик и жанрист, создал произведения, представляющие своеобразную страницу в русской демократической графике его поры.

Биографические данные о Шмелькове скудны и отрывочны. Сын крестьянина Оренбургской губернии, крепостной графа Зуева, он был отпущен на волю лишь в 1843 году. Чувствуя непреодолимую страсть к искусству, будущий художник в детстве сам составляет краски из глины и грязи и рисует где попало. Бежав из семьи, Шмельков около года проводит в Москве у учителя рисования, выполняя всевозможную черную работу. Затем, пробыв несколько лет на побегушках в иконописных мастерских, он наконец попадает в Училище живописи и ваяния.

Шмельков блестяще прошел весь курс за 4 года, неизменно получая за свои эскизы первые номера. В 1845 году ему было присвоено звание "неклассного" художника за картину "Чтение Евангелия в сельской церкви", а в 1846 году Академия художеств, куда была направлена вторая картина Шмелькова "Рассказ солдата, вернувшегося на родину в отпуск", присудила ее автору вторую серебряную медаль. Однако дальнейшая судьба художника складывается неблагоприятно. В результате интриг Шмельков лишается не только стипендии, но даже и права выставлять свои произведения на выставках, организуемых училищем. Художник вынужден перейти на педагогическую работу, он становится преподавателем рисования в Кадетском корпусе.

Преподавательская деятельность Шмелькова заслуживает особого внимания. Художник не ограничивается классными занятиями, он создает кружки любителей искусств. Метод преподавания Шмелькова в кружках неразрывно связан с его взглядами на искусство как на правдивое отражение жизни: он поощряет учеников создавать жанровые картинки на сюжеты из современной действительности, пробуждает интерес к сатире. Однако работы в Кадетском корпусе было много, а забота о семье вынуждала Шмелькова взять такое количество частных уроков, что для самостоятельного творчества времени почти не оставалось.

Но, несмотря на тяжелые условия жизни и работы, Шмельков продолжает с увлечением рисовать. Его рисунки продаются за бесценок, дарятся друзьям, расходятся за ничтожную плату по журналам "Зритель" и "Развлечение", на страницах которых появляются затем гравюры с этих рисунков, причем почти всегда без подписи. Подлинные рисунки Шмелькова дошли до нас в самом ограниченном количестве.

В течение 1850-х годов Шмельков складывается как мастер социально-критического жанра и сатиры. В своем стремлении к критике общественных явлений художник сознательно опирается на творчество Федотова. Акварель "У закладчика" (сер. 1850-х, ГТГ) не столько воспроизводит, сколько свободно развивает тему федотовской "Вдовушки". В 1859 году А. Голицинский выпускает книгу очерков с автолитографиями Шмелькова, которая носит название "Смех и слезы" и по типу издания примыкает к "физиологическим сборникам" 1840-х годов. Здесь Шмельков впервые обращается к одной из тем, ставшей впоследствии наиболее близкой ему как художнику-демократу, — изображению выбитых из жизни, несчастных представителей московского "дна". И в этих работах его юмор приобретает горькую окраску. Таковы две сценки с нищими в трактире к очерку "Коллежский регистратор".

Художественная жизнь в Москве в 1860-х годах ознаменовалась значительным событием: в 1861 году было основано Московское общество любителей художеств. Шмельков самозабвенно отдается общественной деятельности: вместе с Перовым, Пукиревым, Невревым и другими художниками он с первого дня входит в новое общество, становится членом комитета, участвует в комиссиях по присуждению премий. На этот период приходится расцвет творчества Шмелькова. Его главная тема — быт русского общества, проявление социальных, общественных отношений в частной повседневной жизни. Так же как все русское изобразительное искусство этой поры, Шмельков испытывает влияние передовой отечественной литературы, драм Островского, поэзии Некрасова.

С 1861 года Шмельков активно сотрудничает в журналах "Развлечение" и "Зритель". В основе его сатирических образов всегда лежит увиденная в жизни сцена. Но художник умеет схватить определяющие черты своих персонажей и, утрируя их, довести до степени сатирической гиперболы. Одним из любимых и наиболее выразительных у Шмелькова персонажей становится невежественный, грубый, властолюбивый купец. Таковы акварели "Выход купца из трактира" (кон. 1860-х, ГТГ), "Купец у фотографа" (кон. 1850 — нач. 1860-х, ГТГ).

Ко второй половине 1860-х годов в творчестве Шмелькова усиливаются драматические ноты. В эти годы художник работает по преимуществу над сюжетами, рисующими трагическую жизнь городской бедноты (акварель "Любим Торцов", вариант композиции "У родильного приюта"). Эти изменения в творчестве Шмелькова связаны с наметившимся ко второй половине 1860-х годов кризисом просветительских идеалов, питавших обличительное искусство предыдущих лет. С 1879 года на страницах "Развлечения" не появляется больше ни одного рисунка Шмелькова.

Поздний период своего творчества художник полностью посвящает станковой графике. Именно в это время его реалистическое мастерство достигает большой свободы художественного выражения. Растет экспрессивность акварелей Шмелькова, более или менее тщательную проработку деталей сменяет подвижная светотень. Поиски живописной манеры, изысканности колорита связаны с увлечением художника французской литографией и, в частности, творчеством Домье. Об этом говорят относящиеся к 1870-м годам акварели "Больное дитя", "Умывание", "Утро в передней частного пристава".

В 1882 году, проработав тридцать пять лет учителем рисования, Шмельков выходит, наконец, в отставку. Он пытается исполнить свою давнюю мечту — написать большую картину на исторический сюжет. Однако старый художник, у которого не было уже ни творческих сил, ни технического опыта работы над монументальной композицией, не смог реализовать своего замысла. Изнуренный заботами и болезнью, Петр Михайлович Шмельков скончался в 1890 году.

Г.Суржанинова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.