Райд, Пауль (1865-1930)
Пауль Рауд, брат Кр. Рауда, известный преимущественно как художник-портретист, внес весомый вклад в живопись Эстонии на рубеже 19-20 веков.
Формирование Рауда-художника совпало со временем становления национальной школы живописи. В 1888-94 годах он учится в Академии художеств в Дюссельдорфе у П. Янсона, X. Кролла и Э. фон Гебхардта. Традиционно живопись Эстонии была связана с Академией художеств в Петербурге, где работал И. Келер, родоначальник национальной живописи, и дюссельдорфской Академией, где преподавали выходцы из Эстонии Э. Дюккер, Э. фон Гебхардт, Г. фон Бохман. В Дюссельдорфе доминировал реалистически трактуемый пейзаж, тесно смыкавшийся с жанровой картиной, культивировавшей традиции голландской живописи 17 века и английских жанристов 18 — начала 19 века (Д. Морленд и др.). В 1893 году Рауд в Голландии. Работа этого времени "Дама в красной шляпке" интересна колористическими поисками — серые тона лица, одежды и фона оживляет темно-красное пятно шляпки.
В 1894 году, отказавшись от работы в Дюссельдорфе, Рауд возвращается на родину. Заказной "Портрет Н. Ик-скюль" (1894) выполнен в салонном духе, но с живым чувством цвета. "Портрет матери" (1894) — одна из лучших работ всего творчества Рауда. Художник не стремится к внешней броскости — композиция проста, внимание сосредоточено на лице и натруженных руках. Колорит выдержан в теплых тонах — черный цвет платья и темно-коричневый фон высветляют лицо и руки, подчеркивая тем самым их значимость для характеристики модели. Передачей эмоционального состояния портретируемого интересна работа "Дядя Пауль с трубкой" (1894-96).
Путешествия с братом Кр. Раудом и скульптором А. Адамсоном в 1896-98 годах на острова Муху и Пакри рождают серию живописных этюдов крестьянского быта и пейзажей. Рауд открывается как тонкий и непосредственный наблюдатель, живо откликающийся на увиденное и не интересующийся содержательно-социальным аспектом изображаемого.
Этюды "У порога", "На тропинке", "Дойка коровы" (все 1896-98) не являются "чистым" жанром или пейзажем. Жанровые особенности в них совмещены — пейзаж интегрирует, "опейзаживает" жанр. Композиции непосредственны, точка зрения почти случайна. Осветление колорита, появление свободного, живописного мазка свидетельствуют о развитии принципов пленэрной живописи.
Любопытны работы, изображающие народные типажи ("Старик с острова Муху", 1898). Художник обыгрывает психологическое состояние модели, отмечая характерные этнографические черты.
Достижения пленэра сказались и в портретном жанре Рауда — в известном "Автопортрете в шляпе" (1900). Непривычны "крупноплановость" композиции, эффектное освещение, которые создают ощущение непосредственности наблюдения. Светлым колоритом отличается "Автопортрет с палитрой" (1908). Достижения в портрете во многом определяются тем, насколько художнику удается сохранить в своих работах свежесть восприятия натуры.
В 1900 году Рауд совершенствует свое мастерство портретиста в Петербурге в мастерской И. Репина, а в 1902 — 03 годах предпринимает путешествие по Италии и Германии.
В русле общего увлечения национальной романтикой Рауд создает цикл эскизов и незаконченных картин на темы "Калевипоэга". В отличие от художников, разрабатывавших эти мотивы в духе символической образности, он пытается интерпретировать народный эпос в жанровом ключе, обращая внимание на бытовую сторону сюжета. "Жанризм", однако, совершенно не соответствовал образному строю сказания.
В 1910-20-е годы художник продолжает заниматься портретом, в котором усиливаются черты салонной репрезентации ("Портрет Гутман", 1910; "Портрет Юргенсона", 1915; "Портрет профессора П. Пыльда", 1925). Живописное достоинство поздних портретов снижается — появляется сухость манеры письма, темнеет колорит, обнаруживается композиционный схематизм. С 1923 по 1930 год Рауд преподает в Таллиннском художественно-промышленном училище.
Мемориальная выставка П. Рауда в 1931 году была встречена холодно современниками, увидевшими в его работах день вчерашний, но то лучшее, что создал живописец, сохраняет ценность и сегодня.