19.11.2012

Черемных, Михаил Михайлович (1890-1962)

Черемных — один из основоположников и виднейших мастеров советской политической карикатуры, плаката, иллюстрации. Именно ему принадлежала идея создания знаменитых "Окон РОСТА", столь тесно связанных в нашей памяти с именем В. Маяковского. Без рисунков Черемныха нельзя представить себе историю журнала "Крокодил" и других сатирических изданий.

Михаил Михайлович родился в сибирском городе Томске. Там он окончил гимназию, поступил на медицинский факультет университета. Но горячее увлечение искусством заставило его вскоре переехать в Москву, где в 1911 году, после двухмесячной подготовки в студии "бубнововалетовца" И. Машкова, Черемных поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Обучаясь в классе К. Коровина и С. Малютина, он в то же время с 1912 года начинает выступать на поприще сатирической графики, публикуя шаржи и политические карикатуры в широко известных тогда журналах "Сатирикон", "Новый Сатирикон" и др. Уже тогда присущие Черемныху остроумие, жизнерадостная импульсивность и здоровая ненависть ко всему косному, пошлому, его способность, усвоив достижения своих старших современников, создавать лаконичные и в то же время "формульно" емкие характеристики высмеиваемых явлений, принесли ему довольно широкую известность.

В 1917 году Черемных, близкий кругам "левой" молодежи, всем сердцем принял революцию и, встав в первые ряды деятелей советского агитационно-массового искусства, с головой ушел в работу плакатиста, активно участвуя во многих революционных художественных начинаниях. Особой популярностью пользовался рисунок "Тов. Ленин за работой (сметающий хлам с земного шара)", опубликованный в 1919 году в праздничных октябрьских номерах газет "Беднота" и "Коммунар".

Первые боевые плакаты — "Окна", придуманные Черемныхом и выпускавшиеся Российским телеграфным агентством (РОСТА), появились в том же 1919 году, в разгар гражданской войны. Посвященные самым злободневным событиям, они вывешивались на улицах, в окнах и витринах магазинов. Начал работу над "Окнами РОСТА" Черемных совместно с автором стихотворных надписей под плакатами — Н. Ивановым-Граменом. А вскоре к ним присоединились В. Маяковский, О. Брик, И. Малютин, А. Нюренберг и другие художники. "Окна" с их специфическим сочетанием изобразительных "кадров" и энергичных, часто "зубастых" или пламенно призывных подписей сначала рисовались от руки, а затем стали тиражироваться с помощью трафарета. Это способствовало выработке особого, броского и лаконичного языка плакатов РОСТА, часто решенных как сочетание предельно выразительных контрастных цветовых плоскостей и линий, воплощающих изобразительные "формулы" и символы революционной борьбы. Работали не покладая рук. Черемных вспоминал впоследствии: "Было холодно, руки пухли, работали в шапках и валенках... Если бы кто-нибудь мне рассказал, что он делал 50 плакатов в ночь, я не поверил бы, если бы я сам не делал..." "Цветами революции" назвал "Окна РОСТА" искусствовед Я. Тугендхольд. И действительно, была в этой "красочной истории трех боевейших годов Союза" (Маяковский) какая-то особая красота жизнеутверждения, пульсировала "солнечная" революционная энергия.

После окончания гражданской войны Черемных сотрудничает во многих сатирических журналах того времени — "Красный перец", "Смехач", "Лапоть", "Безбожник у станка", "Заноза" и в первую очередь — в основанном в 1922 году при участии художника "Крокодиле". Как и многие замечательные графики-карикатуристы послеоктябрьского десятилетия — Моор и Дени, Радаков и Малютин, Лебедев и Ефимов, Черемных сосредоточивает теперь силы на борьбе с поднявшими в период нэпа голову врагами нового строя: пережитками церковного мракобесия и "зоологического" черносотенства, с мещанством, обывательской пошлостью и бюрократизмом. То он запечатлевал мещанина из "руководящих", мечтающего у аквариума, как бы ему превратиться в рыбу, чтобы никто не требовал от него самокритики; то изображал типичного представителя "комчванства", возмущенного отсутствием на пляже особых, "фешенебельных" мест для членов партии. При этом изобразительный язык, которым пользовался художник, был чрезвычайно разнообразен. В одних случаях он работал в традициях дореволюционной графики "модерна", активно используя выразительность черных силуэтов и текучих линий; в других — опираясь на традиции лубка и достижения "левого" искусства; в третьих — например, изображая "дубинноголовых" бюрократов, своеобразно "монументализировал" композиции. В его рисунках чувствовался громадный запас острых жизненных наблюдений, жила "врачующая сила смеха", жизнеутверждающая энергия человека эпохи "солнцелова" (В.Хлебников).

С конца 1920-х годов Черемных, сохраняя публицистическую остроту творчества, все чаще работает в более приближенной к "натуре" манере, уделяя больше внимания разработке бытовых и психологических характеристик своих персонажей. Рядом с едкими карикатурами на мещан ("Гимн клопу", 1932) и приспособленцев ("Перестройка на ходу", 1933) в его творчестве 1930-х годов немало проникнутых симпатией и светлым чувством зарисовок примет нового в жизни народа.

Во второй половине 1930-х годов Черемных увлеченно работал над иллюстрациями к произведениям великого русского сатирика М. Салтыкова-Щедрина ("Помпадуры и помпадурши", "Мелочи жизни"). В этих работах, исполненных нередко в острогротескной манере, он от души посмеялся над зловещими призраками и "родимыми пятнами" прошлого России — "помпадурством" и головотяпством, чинопочитанием и невежеством.

В годы Великой Отечественной войны им было исполнено первое "Окно ТАСС" — "Взял фашист маршрут на Прут". Художник стремился развивать в этих плакатах традицию "Окон РОСТА", в суровых условиях войны пробудившуюся к новой жизни. Начал работать Черемных в это время и над серией гуашей "Тыловые зарисовки", воссоздающей атмосферу труда и быта людей в тяжкие и героические годы. В эскизах декораций и костюмов к спектаклям " Русские люди " К. Симонова, "Осада Лейдена" И. Штока (по роману Ш. де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле") и "Дворянское гнездо" (по роману И. С. Тургенева) проявились качества таланта Черемныха, до сих пор не имевшие возможности обнаружить себя: его высокая культура, тонкое чувство исторического стиля, любовь к классическому наследию.

В послевоенные годы Черемных много сил отдает работе с молодежью в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, руководителем плакатной масг терской, а затем и заведующим кафедрой графики которого он являлся. Вторую молодость пережил ветеран советского "сатирического цеха" на склоне лет, когда после XX съезда КПСС в стране началась борьба за оздоровление общества, преодоление негативных явлений в его развитии. Карикатуры, исполненные Черемныхом в конце 1950-х — начале 1960-х годов, направленные против всяческих форм косности, конъюнктурщины, бюрократизма, удивляют живущей в них и сохраненной художником до конца дней молодостью души, некогда, в революционную эпоху, заряженной волей к торжеству здоровых начал жизни, победе над силами, мешающими подлинно человечному ее преобразованию.

В.Петров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.