19.11.2012

Корнхерт, Дирк (1519-1590)

Среди нидерландских художников 16 века Дирк Корнхерт — фигура неординарная. Разносторонние дарования этого человека позволили ему проявить себя во многих областях. Государственный деятель, литератор, он более известен как гуманист и писатель, нежели художник. Тем не менее его деятельность и на поприще искусства была значительной.

Дирк (Теодор) Волкертсзон Корнхерт родился в Амстердаме в семье преуспевающего купца. Рано получив хорошее образование, он в 1538-39 годах совершил путешествие в Испанию и Португалию. По свидетельству биографа, Корнхерт с детских лет охотно занимался поэзией, музицированием, гравюрой на меди. Порвав в 1541 году с семьей из-за своей женитьбы вопреки воле родителей, он переселился в Харлем, чтобы жить здесь ремеслом гравера. Не оставляя художественной деятельности, Корнхерт с 1561 года был нотариусом в Харлеме, а с 1564 — секретарем бургомистра. Около 1555 года началось его увлечение теологией и штудиями античных авторов. Интерес к религиозным вопросам естествен в эпоху Реформации, они волновали тогда многие выдающиеся умы. В религии Корнхерта привлекли в первую очередь этические проблемы. Основные положения его учения, разрабатываемые на протяжении тридцати лет в отдельных произведениях, были подытожены в труде "Этика, или искусство правильно жить" (1586). Защитой принципов веротерпимости, свободы мысли, обращенностью к мирским проблемам бытия учение Корнхерта близко взглядам итальянских гуманистов и его великого соотечественника и предшественника Эразма Роттердамского. Велика просветительная роль Корнхерта: он перевел на голландский язык сочинения Гомера, Цицерона, Сенеки, Боэция, Боккаччо и издал их в собственной печатне в Харлеме. Помимо философских трудов перу Корнхерта принадлежат пьесы и стихотворные сочинения; легенда называет его автором поэтического текста и музыки голландского национального гимна. Литературные достоинства сочинений Корнхерта, чистота и выразительность языка, глубина мысли позволяют отнести их к лучшим образцам нидерландской прозы 16 века.

Середина 16 столетия в Нидерландах была драматическим временем борьбы за независимость от ига испанской монархии. Бурно развивавшиеся события подвергали любые идеи проверке суровой реальностью и требовали действия. Около 1566 года Корнхерт сближается с принцем Вильгельмом Оранским, возглавившим освободительное движение. Используя всю силу убеждения и свое положение в городском магистрате, он пытается отвратить от Харлема беду иконоборчества, стремительно распространявшегося по стране, а когда это не удается, спасает от бессмысленного уничтожения церковные алтари и утварь. Политическая деятельность делает Корнхерта пленником Кровавого совета герцога Альбы. В 1568 году ему удается бежать, и четыре года он проводит в изгнании в Клеве, занимаясь гравюрой. В 1572 году Вильгельм Оранский стал штатгальтером освобожденных провинций и предложил Корнхерту должность секретаря Штатов Голландии, однако противодействие со стороны кальвинистов, видевших в Корнхерте своего идейного противника, вынуждает его снова отправиться в изгнание. По возвращении, с 1577 по 1587 год, он живет в Харлеме, вновь выполняет обязанности нотариуса. Постоянные выпады кальвинистов заставляют его в конце концов покинуть город. Он умер в Гоуде в 1590 году.

В полной событий и трудов жизни Дирка Корнхерта наиболее интенсивные занятия гравюрой приходятся на период 1540- 60-х годов и связаны с Харлемом. Здесь сложился длившийся многие годы творческий союз Корнхерта с известным харлемским живописцем Мартином ван Хемскерком. Из 276 гравюр, выполненных Корнхертом, почти все, за редким исключением, сделаны по рисункам Хемскерка. Корнхерт работал в репродукционной гравюре резцом. В отличие от авторской гравюры, мастер-репродукционист в качестве эскиза использует композицию не собственного сочинения, но рисунок или картину другого художника. Стиль репродукционной гравюры почти не оставлял граверу возможности для проявления индивидуальности, разве что в техническом совершенстве, направляя его на имитацию творческой манеры автора эскиза. Начало развитию репродукционной гравюры в 1520-х годах положила деятельность Маркантонио Раймонди, создавшего гравюры по рисункам и живописным произведениям Рафаэля. Чтобы более точно имитировать в черно-белом гравированном изображении красочные и объемно-пространственные достоинства живописных оригиналов, Маркантонио выработал особую систему штриховедения. Гравер моделировал изображение тонкими закругленными линиями, положенными по форме, как бы обтекающими фигуры, выявляя их объем; в тенях штриховки уплотнялись, передавая глубину пространства. Этой системе следовали преемники Маркантонио, и вскоре она стала общей для всех мастеров репродукционной гравюры как в Италии, так и в Нидерландах. В той же манере работал и Корнхерт. Исполненные им гравюры по рисункам Хемскерка включают библейские сюжеты, христианские и гуманистические аллегории, серию листов "Военные победы императора Карла V".

Мартин ван Хемскерк, чьи рисунки гравировал Корнхерт, принадлежал к ведущим представителям романизма — итальянизирующего направления, пытавшегося обогатить национальную традицию нидерландского искусства достижениями итальянского Ренессанса. Испытав влияние античных памятников и искусства Микеланджело во время поездки в Рим, Хемскерк стремился придать своему искусству героический пафос образов великого итальянского художника. Это нашло выражение в преувеличенной пластической лепке фигур, в бурном движении и резких ракурсах, придающих произведениям Хемскерка черты манерности из-за неумеренного употребления названных формальных приемов. Гравюры Корн-херта по рисункам художника наполнены активно жестикулирующими персонажами, белое поле листа испещрено беспокойными линиями, обрисовывающими контуры фигур и передающими их дробную пластическую моделировку, так что вместо иллюзии мощных объемов штрихи складываются в почти орнаментальный узор, обладающий самодовлеющим нервным ритмом.

Было бы странно предполагать, что в творческом союзе художника и гравера человек такого масштаба, как Корнхерт, ограничился ролью технического исполнителя. Действительно, Хемскерк в свою очередь испытал воздействие взглядов гуманиста. Движение романизма в нидерландском искусстве с его увлечением античностью и итальянским Возрождением, тяготением к светским сюжетам и "ученым" аллегориям было подготовлено распространением в Нидерландах гуманистической образованности, и содружество Корнхерта с Хемскерком дает один из ярких примеров прямого воздействия гуманистической мысли на изобразительное искусство. Ряд рисунков для гравюр аллегорического содержания исполнен Хемскерком по программам, предложенным Корнхертом. В них нашли отражение положения этического учения гуманиста: о тщете славы ("Аллегория человеческого честолюбия", 1549) и богатства ("Несчастная судьба богача", 1563; "Аллегория корыстной надежды на богатство", 1550), о пути к вечному блаженству, идущему через углубленное самопознание ("Лествица Иакова, или Аллегория пути к вечному блаженству", 1550). Обращает на себя внимание метод художника — он основан на буквальном переводе текста в изображение. Так, показывая в серии гравюр "Аллегория корыстной надежды", как иные люди строят свои жизненные планы на богатстве, Хемскерк изображает мужчину, который с помощью дьявола водружает статую Надежды на мешок с деньгами. В соответствии с духом времени в гравюрах персонифицированы отвлеченные понятия, наряду с аллегорическими персонажами в действие включены античные герои.

Нам неизвестно, у кого обучался Корнхерт искусству гравюры; возможно, он был самоучкой. Но сам он явился наставником двух мастеров — Филиппа Галле, известного антверпенского гравера и издателя, и Хендрика Гольциуса, художника с мировым именем, величайшего после Луки Лейденского мастера нидерландской гравюры. В знак благодарности учителю Гольциус создал портрет Корнхерта, относящийся к лучшим листам гравера. Лицо немолодого уже человека с пронзительным взглядом глубоко посаженных глаз, энергичное и волевое, показано в пышном обрамлении, включающем предметы, символизирующие разностороннюю деятельность Корнхерта — политика, философа, писателя, художника и музыканта.

Н.Маркова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.