19.11.2012

Грибас, Винцас (1890-1941)

3 июля 1941 года в маленьком литовском городке Юрбаркас гитлеровскими оккупантами был расстрелян скульптор Винцас Грибас. Один из наиболее одаренных мастеров монументальной скульптуры Литвы, в искусстве он жил чуть больше десятилетия.

В. Грибас принадлежал поколению, которое пришло в литовское искусство на рубеже 1920-30-х годов. Он родился в деревне Пелянай, учебу начал в Варшавской художественной школе (1909-14). Когда открылась Каунасская художественная школа, Грибас в 1923-25 годах посещает там студию скульптуры, где занимается у К. Склерюса, известного акварелиста и скульптора. С 1925 — он в Париже, в мастерской Э. Бурделя. Символическая образность и экспрессия скульптуры великого француза, несомненно, обогатили его пластический язык.

Этап самостоятельного творчества скульптора начинается после его возвращения на родину в 1929 году. Талант Грибаса-монументалиста раскрывается в его первом и наиболее значительном произведении — памятнике С. Даукантасу (1793 — 1864), историку, собирателю литовского фольклора.

Созданию памятника предшествовала работа над скульптурным портретом ученого (1930, бронза). Внимание в нем акцентируется на психологической характеристике. Удачно пластическое решение — автор тяготеет к монументализации станковой формы и в то же время верен исторической конкретике, тщательно прорабатывает детали.

Памятник С. Даукантасу, установленный в Папиле (1930, бронза), характеризуется дальнейшим поиском монументальной выразительности. На десятиметровом постаменте в виде столба-часовенки — весьма распространенный тип звонницы в архитектуре Литвы — возвышается двухметровая статуя ученого. Спокойная поза, четкий силуэт фигуры способствуют восприятию скульптуры вблизи, в ракурсе, и с большого расстояния.

В 1931 году Грибас создает монумент Витаутасу Великому в Каунасе, а в 1934 — памятник В. Кудирке, установленный на его родине в Науяместисе. Винцас Кудирка (1858-99) — поэт и публицист, в чьем слове звучали идеи национального освобождения и гневная критика царской политики, — предстает общественным деятелем. Пафос гражданственности раскрывается в динамичном жесте вскинутой вверх руки — жесте трибуна, обращенного к массам. Выразителен рельеф на постаменте, изображающий поэта в царской тюрьме.

Установленный в Жемайтии, исторической области Литвы, монумент "Жемайтис" (Расейняй, 1934) — центральное произведение Грибаса 1930-х годов. Жемайтия издавна ассоциировалась в сознании народа с борьбой за национальную независимость — упорное сопротивление тевтонам в 13- 15 веках вынудило орден отказаться от своих притязаний на земли жемайтов. Богатырски сложенный крестьянин, сваливший медведя, воплощает собирательный образ жемайта. Динамику скульптуре придает энергичный разворот плеч фронтально поставленной фигуры, уверенный шаг и простертая вперед рука, упрямо наклоненная голова. По мысли автора, этот аллегорический образ должен символизировать неиссякаемые силы и волю народа. Как и в памятнике В. Кудирке, велика роль детали в постижении замысла целого. Так, изображение на рельефе постамента рабочего, откапывающего из земли ружье, заключает мысль о преемственности борьбы народа за свое национальное и социальное освобождение. Однако излишняя детализация и утяжеленность форм мешают цельности восприятия.

Памятники В. Кудирке и "Жемайтис" отлиты из бетона. Не исключая причин финансового порядка, использование бетона с добавлением мраморной крошки можно объяснить поиском большей выразительности. Добиваясь ощущения монументальности, Грибас стремится сочетать пластику лепной формы с фактурной поверхностью, имитирующей грубо обработанный камень.

Работы Грибаса заложили основы традиции монументальной мемориальной скульптуры, столь ярко раскрывшейся уже в советское время в работах Г. Йокубониса, К. Богданса, Н. Петрулиса и других. В сущности, это был путь к восприятию богатейшего наследия народной деревянной скульптуры со свойственной ей аллегоричностью, гротеском, обобщенностью пластических форм. Принципиальное значение имело стремление Грибаса преодолеть академическую традицию. В смысле формальных исканий его скульптуру выделяет тенденция к воплощению монументальной формы, при сохранении верности конкретным деталям. Содержательная сторона творчества Грибаса характеризуется последовательным демократизмом, в чем, без сомнения, была и личная позиция художника — в юности он принимал участие в революционном движении.

Восстановление в 1940 году советской власти в Литве заметно активизирует художественную жизнь. В искусство входят новые темы и герои. Для Грибаса это время напряженного творчества — он моделирует фигуру крестьянской девушки со снопом ржи для памятника в Зарасае, работает над скульптурными портретами поэта-революционера Ю. Янониса, поэта и просветителя 18 века К. Донелайтиса. В его мастерской — портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина.

Завершить начатое помешала война.

А.Самойлов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.