19.11.2012

Хонтхорст, Герард ван (1590-1656)

Среди множества местных школ живописи в Голландии 17 века важное место занимает школа Утрехта. Славу этой школе принесли художники, которых принято называть утрехтскими караваджистами. К числу самых ярких представителей этого направления принадлежит Герард (Геррит) ван Хонтхорст.

Хонтхорст происходил из семьи художников, первоначальную профессиональную подготовку он получил у известного нидерландского живописца А. Блумарта. В возрасте двадцати лет Хонтхорст отправился в Италию, в Рим, который в ту пору (как для итальянских мастеров, так и для художников из других стран) являлся важнейшим центром притяжения творческих сил. Неясно, когда Хонтхорст познакомился с достижениями великого итальянского живописца Караваджо — еще на родине или уже в Риме, однако формирование творческой индивидуальности голландского мастера произошло именно в Италии. Работы Караваджо поразили молодого художника своим острым реализмом, а также мастерским использованием эффектов искусственного освещения.

Дарование Хонтхорста в Италии было оценено очень быстро. Он получает многочисленные заказы, работает главным образом для римских церквей. Частое использование им в своих композициях эффектов так называемого "погребного света", света свечей и факелов принесло ему прозвище "Ночной Герард".

Хонтхорст научился у Караваджо многому: моделировать светом форму фигур, придавать сцене драматическую силу и остроту, лаконично строить композицию, используя минимальное количество фигур и предметов. От Караваджо Хонтхорст унаследовал любовь к полуфигурным сценам, к размещению героев картины очень близко к зрителю, так что человек, созерцающий произведение, как бы вступает в его пространство, становится участником действия. Как и картины Караваджо, произведения Хонтхорста оставляют впечатление того, что они выполнены непосредственно с натуры. Вместе с тем в искусстве Хонтхорста рано обозначились специфические особенности. Так, например, свет у него выполняет скорее декоративные функции, и это придает картинам голландского живописца поэтическое звучание.

Именно в Италии Хонтхорст создает одно из самых привлекательных своих произведений — "Мальчик Христос, помогающий в работе Иосифу". Картине религиозного содержания художник сообщает подчеркнуто жанровый характер. Теплый золотистый свет придает сцене особый уют и интимность.

Спустя десять лет в окружении славы Хонтхорст вернулся на родину. Если в Италии он работал преимущественно для церкви, то в Голландии его специальностью стали жанровые и мифологические композиции. При исполнении последних Хонтхорсту очень пригодилось его образование — владение четырьмя языками, на которых он вел свою переписку, хорошее знание античной и современной литературы. Сюжеты он брал из сочинений Овидия и Вергилия, Павсания и Сенеки.

В Утрехте Хонтхорст начал писать картины с изображением одной полуфигуры. Трактуя характеры героев подобных произведений, мастер опирался на образы из спектаклей странствующих театральных трупп, спектаклей редерейков ("Скрипач"). Создавая композиции из нескольких полуфигур, Хонтхорст писал сцены игры в карты и музицирований, разного рода "веселые общества" и традиционные для нидерландского искусства сцены из жизни крестьян. Многие из этих картин являются вместе с тем аллегориями пяти чувств (например, "Музыкант" — слуха, "Зубной врач" — осязания). Типично нидерландские сюжеты Хонтхорст трактовал в новой манере, привезенной им из Италии.

В Голландии Хонтхорст продолжал совершенствовать свое мастерство. Композиции его жанровых картин стали более компактными, свет — более мягким и рассеянным, но цвета остались по-прежнему чисты и интенсивны. В кавалерах, куртизанках и старухах Хонтхорста есть то же изящество, что и в действующих лицах религиозных и мифологических сцен. Этот мастер внес в голландскую живопись доселе не знакомые ей элегантность и очарование.

В Голландии Хонтхорст был необычайно знаменит. В Утрехте у него была своя школа — Академия. Когда в 1627 году в Утрехт приехал великий Рубенс, главной целью его визита было посещение Хонтхорста. Заказчиками живописца были штатгальтер Голландии Фредерик Гендрик, датский король Христиан IV, король Англии Карл I.

Из Италии на родину Хонтхорст привез не только достижения караваджизма. В Риме он усвоил традицию декорации интерьеров, характерную для итальянского искусства второй половины 16 — начала 17 столетия, научился создавать большие композиции, которые представляли собой сложные и пышные аллегории, прославляющие правителей. Художник работал для Уайтхолла в Англии и для замка Кронборг в Дании, украсил своими декорациями три дворца Фредерика Гендрика, оттеснив при этом фламандских живописцев, знаменитых именно такого рода работами. Хонтхорст стал первым мастером иллюзионистических декораций в Голландии, заложив таким образом традицию придворного искусства в голландской живописи первой половины 17 века.

Лишь в поздний период творчества, когда художник был перегружен придворными заказами, блеск его мастерства несколько померк, в живописной манере появились жесткость и застылость, а цвета приобрели металлический оттенок.

Хонтхорст оказал серьезное воздействие на дальнейшее развитие голландской живописи. В немалой степени именно под его влиянием создавал свои полуфигурные композиции Франс Хальс, а эффекты освещения в произведениях Хонтхорста произвели впечатление на молодого Рембрандта.

О.Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.