19.11.2012

Лисицкий, Эль (1890-1941)

"Я не знаю, что дает мне больший восторг — "Давид" Микеланджело, "Демон" Врубеля или искусно обитая дверь, которую я видел в Черной церкви", — писал Лазарь (Эль) Лисицкий в 1911 году. Только человек революционного образа мысли, нового сознания, присущего двадцатому столетию, мог смело сопоставить творение Микеланджело и "дело рук неизвестного мастера". Инженер-архитектор по образованию, художник-конструктор по призванию, Эль Лисицкий по праву занял одно из первых мест среди основоположников той сферы художественной деятельности, которую теперь обозначают международным понятием "дизайн".

Лазарь Маркович Лисицкий родился в местечке Починок, годы детства провел в маленьком провинциальном городке Витебске. Его отец, торговый агент фабрики по производству стекла и фарфора, часто бывал за границей (в Америке), прекрасно знал немецкий и английский языки, на досуге переводил Гейне и Шекспира. Любовь к книге, стремление к знанию он передал своему старшему сыну.

Среди учеников реального училища в Смоленске Лазарь Лисицкий был уже "признанным художником". В 1905 году он вместе со своими товарищами "выпустил" рукописный сборник революционного содержания.

Лисицкий мечтал о поступлении в Академию художеств, но, не выдержав конкурсного экзамена, уехал в Германию (1909). В Дармштадте он учился на архитектурном факультете Высшей технической школы, увлекался стилистикой модерна или "югендстиля". Его любимым художником был Михаил Врубель, а идеалом современного архитектора — Анри ван де Вельде.

В творческом мировоззрении Лисицкого произошел перелом во время поездки в Париж (1912) к своему другу — скульптору Осипу Цадкину. Цадкин уже основательно освоился в среде интернациональной парижской богемы, он ввел Лисицкого в круг интересов знаменитой "парижской школы".

В 1913 году Лисицкий путешествовал по Италии, изучал архитектуру и живопись, много работал в Равенне, где его привлекли итальянские примитивы джоттовского периода.

В следующем (1914) году Лисицкий, окончив свое образование в Дармштадте и получив диплом инженера-архитектора, вернулся в Россию.

Увлечение миром примитивного искусства не замедлило сказаться в творчестве художника при иллюстрировании книги стихов К.Большакова "Солнце на излете" (1916) и, особенно, в оформлении "Пражской легенды в стихах" М.Бродерзона (1917). Последняя из перечисленных работ свидетельствует о стремлении Лисицкого к профессиональному совершенству, высокому "ремеслу". Часть этого издания — двадцать экземпляров, выполненных в виде свитка с иллюстрациями, раскрашенными художником от руки, и текстом, переписанным каллиграфом, были помещены в специальные деревянные футляры, на манер старинной рукописи.

Ранние произведения Лисицкого были замечены. Серьезнейший знаток искусства книги П.Эттингер писал: "Видели ли Вы еврейские сказки с иллюстрациями Лисицкого? Они талантливы, хотя сильно навеяны Шагалом". В этот период Марк Шагал был наиболее близким Лисицкому художником. Они участвовали в выставке "Мир искусства" (1917), однако не стоит делать вывод о принадлежности Лисицкого к этому объединению: выставка была довольно разнородна по составу. Среди участников были: А.Лентулов и П.Кончаловский, "переметнувшиеся" из "Бубнового валета", неопримитивист А.Шевченко, а также Г.Якулов и А.Грищенко. В том же году Лисицкий и Шагал приняли участие и в выставке "Бубнового валета" (Лисицкий вне каталога, его имя присутствует на афише выставки). Кроме того, Лисицкий и Марк Шагал были выбраны в члены жюри московского еврейского общества поощрения художников.

После Октябрьской революции Эль Лисицкий работал в художественной комиссии Московского Совета солдатских депутатов, сделал проект первого знамени ВЦИК, которое олицетворяло Советскую власть на Красной площади 1 мая 1918 года, принимал участие в перестройке художественного образования.

По приглашению Марка Шагала Эль Лисицкий поехал в Витебск (1919), где преподавал основы архитектуры и печатное дело в Народной художественной школе.

Вскоре главой витебской школы стал Казимир Малевич. Он организовал творческую группу УНОВИС (Утвердители нового искусства), активным членом которой являлся Эль Лисицкий. "Мы сейчас переживаем исключительную эпоху вхождения в наше сознание нового рождения в космосе", — эти строки, написанные в 1920 году, свидетельствуют об энтузиазме, с которым Лисицкий-архитектор воспринял возможности, заложенные в объемно-пространственной системе супрематизма Малевича. В 1919-20 годах Лисицкий создавал свои знаменитые Проуны (Проекты утверждения нового). В этих проектах он разрабатывал проблему пространственной организации и вертикального зонирования фантастического города будущего.

Лаконичный и строгий язык супрематизма был практически применен Лисицким в создании лозунгов и плакатов. Плакат "Клином красным бей белых", выполненный для Политуправления Западного фронта, стал подлинной классикой агитационного искусства. Сила "воздействия этого плаката, пользовавшегося в свое время большой популярностью, объясняется ясностью динамического построения и цветовой символики".

В 1921 году Эль Лисицкий был вызван в Москву во Вхутемас читать курс лекций "Архитектура и монументальная живопись". Он вступил в члены Института художественной культуры (Инхук), который был тесно связан с Вхутемасом, сблизился с конструктивистами-производственниками. 23 сентября 1921 года Эль Лисицкий прочитал теоретический доклад "Проуны" в Инхуке, а 30 октября, выступая в Доме печати, провозгласил: "Пора превратить интеллектуальные митинги из базаров идей в фабрики действия". Открылась новая страница творческой деятельности Лисицкого — теоретика и пропагандиста.

В качестве "бойца изофронта" Эль Лисицкий был командирован в Германию для установления контактов с передовыми художниками. Вместе с Эренбургом он издает журнал "Вещь" (Берлин, 1922). Первая статья журнала, набранная на трех языках, гласила: "Блокада России прервана".

Вокруг Лисицкого объединяются "все создающие новые ценности или этому созиданию помогающие". С Тео ван Дусбургом он вскоре основал группу "Г" (Гештальтунг — формообразование), установил связь с журналом Ле Корбюзье "Эспри Нуво" (Париж), который отстаивал в архитектуре позиции, близкие конструктивизму, через Дусбурга — с голландской группой "Де Стиль", а также с Баухаузом, где принципы художественного образования были сродни московскому Вхутемасу.

В Берлине Эль Лисицкий издал "Сказ о двух квадратах" (1922) и широко известную книгу стихов Маяковского. "В берлинском издательстве РСФСР выпущена книжка "Маяковский для голоса" (конструкция художника Лисицкого), являющаяся исключительной по технике выполнения графического искусства" — так оценил эту работу сам поэт.

Напряженная работа подорвала силы Лисицкого, он тяжело заболел и с 1924 года находился на лечении в Швейцарии. Но и там он продолжал активную деятельность. Для международной театральной выставки (Вена, 1924) переработал проект "Трибуны Ленина", производил эксперименты в области фотографии, принял участие в выставке "Ман Рэй, Пит Мондриан, Эль Лисицкий" (Мюнхен, 1925), издал вместе с Гансом Арпом книгу-монтаж о новом искусстве ("Кунстизм", Цюрих, 1925).

В 1925 году Эль Лисицкий вернулся на родину. Он присоединился к московской группе архитекторов-рационалистов АСНОВА, возглавляемой Н.А.Ладовским. Во Вхутемасе-Вхутеине Эль Лисицкий вел дисциплину "проектирования мебели" на деревообделочном факультете (дерфак), стремясь провести идею синтеза с архитектурой, гармонии всех элементов, составляющих интерьер современного здания.

Помимо преподавательской работы Эль Лисицкий отдавал творческую энергию оформлению выставок (1927 — 34). Особенно значителен был павильон СССР на международной выставке "Пресса" (Кельн, 1928). По целостности решения всего ансамбля, образной выразительности деталей, таких как символическая фигура работницы, которая являлась "стендом" печати о советских женщинах, или пилонов с монументальными изображениями воинов — неких атлантов 20 века, где размещались по вертикали газеты и журналы Советской армии, это непревзойденный эталон выставочного дизайна.

Эль Лисицкий продолжал работать в полиграфии, вводя в оформление книг и журналов ("СССР на стройке") для достижения образной символики фотомонтаж, впечатывание и другие приемы трансформации фотоизображения.

Последней работой художника-конструктора был плакат "Все для фронта! Все для победы!" Эль Лисицкий умер 30 декабря 1941 года в Москве.

Е.Древина
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.