19.11.2012

Безруков, Павел Павлович (1890-1978)

П.П.Безруков родился в городе Ейске в семье крестьянина-"отходника" из Владимирской губернии, занимавшегося печным промыслом. В условиях жизни того времени ни о каком специальном образовании для мальчика из бедной семьи не могло быть и речи, хотя Павел занимался резьбой по дереву. Лишь в середине 1920-х годов он в основном посвящает себя искусству, добиваясь, чтобы его увлечение стало профессиональным делом. С 1929 года Безруков участвует в выставках изобразительного искусства.

Художественная резьба по дереву — древнейшее искусство. В России в любой деревне издревле украшали дома расписными резными крылечками, замысловатыми наличниками, коньками над крышей; в интерьере крестьянской избы — деревянная резная посуда, узорчатые прялки, оригинальные детали мебели. Безруков много времени тратит на изучение старинного мастерства, осваивает различные приемы, особенности техники. До высот профессионализма он добрался практическим путем, постоянной, неутомимой работой с материалом.

Совершенное владение мастерством резчика позволило Безрукову работать в различных видах скульптуры — станковой, рельефе, в декоративно-прикладных формах, создании садово-парковых композиций. Безрукова, в отличие от большинства народных мастеров, не интересует работа в каком-то одном направлении, он стремится расширить диапазон творчества, ставит перед собой большие сложные задачи. Если что-то не удавалось мастеру, он не отступал, пробовал еще и еще раз, добиваясь совершенного решения.

Безруков создавал фигурки и композиции на темы литературных произведений русских классиков. Такие своеобразные иллюстрации в дереве создал скульптор по рассказам А.П.Чехова, поэмам А. С. Пушкина и произведениям Н. В. Гоголя. Последние наиболее удались автору. Гротескны его герои "Мертвых душ": грузная, "дубовая" фигура Собакевича, хищный Плюшкин с плотно сжатыми, полными денег пригоршнями. Это изображения "таких лиц, над отделкой которых натура не долго мудрила", как писал о своих героях сам Гоголь.

Скульптуры на тему пушкинских сказок выполнены в другом плане — они ближе к традициям народного творчества. Это многофигурные сложные композиции, почти сплошь покрытые узорчатой резьбой. Правда, иногда излишняя живописность, увлечение цветом, перенасыщенность деталями несколько снижают их художественный уровень. "Воздушный бой Руслана с Черномором" напоминает ярмарочные деревянные кукольные балаганчики, распространенные в недавнем прошлом на Руси. В композицию по поэме "Руслан и Людмила" автор вводит персонажи из других произведений: здесь и золотой петушок, и жар-птица, и белочка из сказки о царе Салтане.

Среди тем его жанровых композиций — работы, посвященные революции и истории ("В.И. Ленин", "Восток в прошлом", "Восток в Октябре"), борьбе за мир ("За мир", "Смерть фашизму"), политическая сатира ("Капитализм", "Просчеты империализма", "Деньги"), изображения разных видов крестьянского труда ("Сбор чая", "Сбор хлопка"). "Колхозный строй" — скульптура о новой жизни советского села. Композиция ее несколько необычна. В нижней части изображен придавленный непосильной работой пахарь, еле идущий за дряхлой лошаденкой. Они как бы не могут разогнуться под тяжестью нависшей над ними глыбы. Наверху эта же глыба превращается в колосящееся хлебное поле с идущим комбайном, за штурвалом которого молодая колхозница. Верхняя часть композиции открыта воздуху и свету, а нижняя как бы символизирует мрак уходящей жизни старого села.

Много лет Безруков провел в Крыму, где оставил о себе добрую память. В 1950 году вместе с дочерьми, тоже резчицами по дереву, он построил Пушкинскую площадку в пионерском лагере "Артек". Природа Крыма как бы пробуждала фантазию художника. Он разрабатывает проекты строительства сказочных городков среди крымских скал. Так родилась в 1959-64 годах "Поляна сказок" близ Ялты — один из самых больших в нашей стране скульптурно-игровых комплексов.

Еще одна область творчества Безрукова — декоративно-прикладное искусство. На его персональной выставке, которая проходила в Москве в 1956 году, были показаны вазы, шкатулки, настольные лампы и другие предметы, искусно вырезанные из дерева, покрытые замысловатым ажурным узором. Подобные предметы, а также мебель можно было видеть в доме, где жил со своей семьей художник и где все было сделано его руками. Там бережно хранили традиции русского искусства резьбы по дереву.

На протяжении всей своей жизни мастер не только работал сам, но и старался передать свои навыки молодым. Много лет Безруков преподавал в Московском педагогическом институте им. Потемкина.

Е.Романенко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.