19.11.2012

Окас, Эвальд Карлович (Род. 1915)

Сейчас трудно представить себе современное эстонское изобразительное искусство без Эвальда Окаса, живописца и графика, действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР. Его работы хранятся во многих музеях страны. Окас — участник крупнейших выставок. Его произведения видели любители искусства около тридцати стран мира. Художник ведет большую педагогическую и общественную работу. Но во всем многообразии проявлений своей деятельности Окас остается прежде всего художником.

Вернемся к истокам. Свое десятилетнее художественное образование Окас завершил накануне Великой Отечественной войны. Его наставниками были крупные мастера Эстонии Аугуст Янсен, Роман Ниман. Особую роль в формировании его творчества сыграл Иоханнес Греенберг — тонкий лиричный художник, склонный к передаче мимолетных импрессионистических настроений.

Творческую биографию Окас открыл картиной "Эстонские художники в Ярославле" (1944). (Вместе с другими деятелями эстонской культуры художник находился в Ярославле в эвакуации.)

На начальном этапе своего развития Окас, несомненно, тяготел к работе над тематическими произведениями. В 1945 и 1948 годах он создал два варианта картины "Эстонский гвардейский стрелковый корпус 22 сентября 1944 года в Таллинне" и "Восстание эстонских крестьян в 1905 году" (1947). Художник стремится быть максимально точным в передаче достоверности событий. Но детализированное повествование еще не стало у Окаса художественно обобщенным явлением. Отдавая дань времени, художник искал свой путь развития.

В начале 1960-х годов черты сурового стиля затронули и работы Окаса. Особенно это проявилось в промышленном пейзаже, дававшем возможность однозначных жестких решений. Геометризация композиции стала одной из главных задач, стоявших перед живописцем. Противодействие конструктивных вертикалей и горизонталей реализовано в картинах "Строительство цементного завода в Кунда" (1961), "Город в строительных лесах" (1965). К этим темам художник будет возвращаться неоднократно.

Обогащению арсенала выразительных средств в творчестве Окаса во многом способствовала его тяга к путешествиям. Дороги, быстрые смены впечатлений заставляли вырабатывать молниеносную быстроту реакции в работе над наброском, этюдом. Это сразу сказалось на повышенной экспрессивности импульсивных мазков, эмоциональной насыщенности. Элемент этюдности, проникая в станковую картину, придавал ей динамику внешнего мира. Художник все чаще вдохновляется пейзажными мотивами, поразившими его памятниками архитектуры. Одной из его лучших вещей в жанре путешествий можно назвать "Арку Константина. Рим" (1966), живопись которой пронизана необычайной светоносностью. Произвольное движение кисти насыщает поверхность холста трепетной выразительностью цвета, выражая удивление художника изменчивой красотой мира.

В 1970-е годы живопись Окаса претерпевает существенные изменения. Палитра его становится богаче, разнообразнее. Особенно художник любит сочетание холодных синих и зеленых тонов. Темы картин становятся интимнее, приобретая романтическую окраску. В картине "Эстонские девушки" (1972) большое внимание уделяется воплощению национального характера. Год спустя он пишет картину-панно "Кони". Художник словно заворожен спонтанным движением возбужденного табуна. Эмоциональная экспрессивность композиции усилена кинематографическим приемом крупного плана.

"Наша семья" (1977) — программное произведение Окаса. Автора интересует извечная тема — связь поколений. Родители, дети, внуки образуют плотную группу, подчеркивается их глубокая внутренняя взаимосвязанность. Они намеренно позируют, сцена напоминает сеанс у фотографа.

В более поздних произведениях зритель без труда ощутит усиление чувственного начала. В картине "Город и художник" (1978) Окас создает гимн красоте человека и природы, облагораживая им стандартизацию городской среды; в работе "Спектакль" (1983) пытается запечатлеть неуловимую красоту театрального действа. В фантастическом движении, сменяя друг друга и растворяясь в волнах голубого цвета, кружат прекрасные незнакомки.

Графическое наследие Эвальда Окаса на редкость многообразно. Он любит работать сериями, вдохновляясь впечатлениями своих путешествий. Не следует искать в них внешней изобразительной отчетности. Каждый цикл — образы-воспоминания, пронизанные тонкой поэзией: "Голландия, Бельгия, Люксембург" (1959), "Париж" (1962). В офорте "Осужденная на смерть" из серии "Япония" (1965) художник добивается высокой силы обобщения. Он использует приемы классической японской гравюры — противопоставление темного силуэта светлому фону. Образ женщины в черном, застывшей как изваяние, полон безысходного трагизма.

Еще одна сфера творческой деятельности привлекает много лет художника. Это — экслибрис. Им создано более двух тысяч листов. Окас порывает с привычной функциональной формой книжного знака. Он создает свои композиции таким образом, что они могут исполнять самостоятельную роль станковой графики. Порою они довольно велики по размерам. Традиционный композиционный прием — связь изображения с родом занятий или библиографических интересов владельца книги — не является самодовлеющим для Окаса. Он охотно изображает поющую или зовущую девушку в национальном костюме (экслибрис Густава Эрнесакса, 1978), обнаженную модель в мастерской художника (экслибрис Эвальда Окаса, 1977). Это может быть нарочито стилизованный под примитив парный семейный портрет (экслибрис Майры и Олева Куннап, 1970) или просто портрет сына с позирующей моделью (экслибрис Юри Окаса, 1975). Для Калева Аалто художник выполнил экслибрисы, вдохновившись по созвучию имен образами национального эпоса "Калевипоэг". Один из листов 1975 года изображает обнаженную модель в образе девушки-островитянки, омываемой лепестками волн. Здесь поражает свобода владения художником изящной виртуозной линией. К 175-летию со дня рождения А. С. Пушкина Окас создал профильный портрет поэта, стремясь приблизиться к непосредственности пушкинских рисунков (экслибрис Матса Траата, 1974).

М.Красилин
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.