19.11.2012

Никитин, Иван Никитич (ок. 1690-1742)

В марте 1716 года, по дороге в Кенигсберг, русский царь Петр I писал в Данциг жене: "Екатеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, тогда попроси короля, чтоб велел свою персону ему списать, также и протчих, каво захочешь... дабы знали, что есть из нашего народа добрые мастеры". "Живописец Иван", о котором идет речь, — это Иван Никитин, первый российский портретный живописец, любимец Петра и первый его заграничный пенсионер. Его творчество — начало русской живописи нового времени.

Петровская эпоха всегда вызывала самый пристальный интерес исследователей. И, казалось бы, жизнь и творчество столь значительного для отечественной культуры художника не могут скрывать тайн спустя три века после его рождения. К сожалению, это не так, и хотя последние двадцать лет принесли немало открытий, многое продолжает оставаться неясным. Собственно, даже год рождения Никитина точно неизвестен, и традиционно принятая дата — около 1690 года — иногда оспаривается. Лишь недавно выяснилось отчество художника; в результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Никитина, его однофамильца; только в последние годы определился корпус его работ, очищенный от приписываемых ему копий и картин других художников. Так что же известно о судьбе мастера огромного дарования и трагической жизни?

Иван Никитич Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детство художника. Учился он, скорее всего, в Оружейной палате — только там можно было овладеть ремеслом живописца. Однако даже в самых ранних никитинских работах обнаруживается знакомство с европейской живописью — успел ли он получить уроки у Адриана Шхонебека, голландца, приглашенного на русскую службу с обязательством воспитать учеников, но рано умершего? Более вероятно, что первый контакт с европейским мастером состоялся в родном Измайлове, где Корнелиус де Брейн (в России его часто называли Брюином), голландский художник и путешественник, написал по заказу Петра портреты его племянниц. Мальчиком Никитин мог не только увидеть эти портреты, но и наблюдать за работой де Брейна, и это мимолетное ученичество сказалось десятилетием позже.

Никитин покинул Москву в 1711 году, когда всех мастеров Оружейной палаты перевели в новую столицу. Здесь, при новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре была основана рисовальная школа, в которой "грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку". Среди преподавателей — Иван Никитин. К тому же времени относятся и первые известные его работы — портреты царевен Прасковьи Иоанновны (1714) и Натальи Алексеевны (до 1716). Это не по годам мастеровитые полотна, в которых ощутима рука одаренного живописца. Подход к модели выдает художника с уже сложившейся концепцией — портреты аналитичны и необычайно правдивы, показывая сквозь схему парадного портрета и болезненную отечность увядающей царевны Натальи, и печаль и хрупкость, но и скрывающуюся под ними внутреннюю силу царевны Прасковьи. По-видимому, Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин приступил к первому царскому заказу, о котором мы знаем только из записи петровского "Юрнала": "Его величества половинную персону писал Иван Никитин". Еще одна работа первого периода творчества Никитина — портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), восьмилетней дочери Петра.

В начале 1716 года Никитин отправился на ученье за границу, в Италию. До Италии русские ученики, старшим среди которых был "поставлен" Никитин и в числе которых был и его брат Роман, добирались почти год, задержавшись в свите царского посольства. Сложный путь лежал через Данциг, Шверин, Копенгаген, Бамберг, Бремен, Амстердам, Париж. Здесь смог увидеть Никитин северную, прежде всего голландскую живопись и оценить ее сдержанную глубину и реализм; здесь зародилось то тяготение к голландскому искусству, усиливавшееся воспоминаниями о де Брейне, которое впоследствии было столь ощутимо, что позволяло предположить выучку в Голландии. А пребывание в Италии значительно расширило технические приемы его живописи.

В начале апреля 1720 года братья Никитины вернулись в Петербург, встреченные царской лаской — Иван получил звание гофмалера. Его жизнь теперь тесно связана со двором. "...Скажи Ивану Никитину, — следует распоряжение секретаря Петра в июле 1721 года, — чтобы он взял с собою краски и инструменты, также и полотна, на чем ему писать персону государеву, приехал сюда немедля..."; спустя некоторое время "Юрнал" снова отмечает: "На Котлине острову перед литургиею писал его величества персону живописец Иван Никитин". Художник сопровождает Петра в поездках в Ревель, Ригу, Москву, куда отправился двор для празднования победы в Северной войне, в Астрахань и Дербент. 28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном ложе"). Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения — сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно — реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником, ошеломленным величиной утраты.

Со смертью монарха многое меняется при дворе. Со смертью Петра, ушедшего не назначив преемника, не успевшего завершить и закрепить начатого, случилась не обычная сумятица смены царствования, но решительный отход от прежней политики и понимания государственных дел. Екатерина I стала игрушкой в руках царедворцев; мальчику Петру II внушили отвращение ко всему связанному с именем деда. После его ранней смерти от оспы на престол взошла герцогиня Курляндская Анна Иоанновна.

Никому нет дела до гофмалера. Прекращаются заказы, жалованье выплачивается нерегулярно.

Но именно в эти годы созданы лучшие никитинские портреты — жизнерадостного и легкомысленного Сергея Строганова, изображенного в сложном рокайльном повороте, с прихотливым рисунком складок бархатного плаща; канцлера Н.И.Головкина, воплощающего образ государственного деятеля. И неожиданный "Портрет напольного гетмана", одно из самых странных произведений 18 века. Непонятно, кем мог быть человек с простым утомленным лицом, человек воли и действия, написанный с обогнавшей время живописной раскованностью и мастерством. "Напольный" ли это (то есть командующий действующими, "полевыми" войсками) гетман — но ни один из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту, да и одежда его не похожа на принятую в войсках. Или название родилось из старой описи, где картина обозначена "наполно неоконченной", то есть незавершенной, и тогда, может быть, изображен на ней простой казак-малороссиянин?

В 1732 году Никитин был арестован Тайной канцелярией по обвинению в особо тяжком государственном преступлении и пять лет провел в одиночной камере Петропавловской крепости в бесконечных допросах и пытках.

Долгое время принято было считать, что после смерти Петра I художник, переехав в Москву, примкнул к старорусской партии, желавшей вернуть Русь в допетровское время, чем и был вызван его арест. Однако ничто в Никитине не выдает приверженца старых порядков. Жизнь в Москве естественно объясняется переездом туда двора, за которым он последовал, продолжая числиться в придворном штате. Ничто не говорит и об измене европейским привычкам — в его доме картины, гравюры, скульптуры, книги; записками на итальянском языке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест. Были ли репрессии последствием неосторожности брата Никитина, Родиона, читавшего с амвона памфлет против Феофана Прокоповича? Или существовали более сложные и скрытые причины? Глухие намеки в материалах следствия позволяют судить о причастности Никитина к оппозиции правлению Анны Иоанновны, имевшей не очень прочные права на престол и постоянно опасавшейся заговоров. Это подтверждается и длительностью следствия и жестокостью наказания: "бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно под караулом".

Воцарившаяся дочь Петра I, Елизавета, велит немедленно "Ивана и Романа Никитиных из ссылки, где они обретаютца, освободить, но приказ достигает Сибири лишь в январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дороге персонных дел мастер Иван Никитин.

Н.Борисовская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.