Кедайнис, Юозас Юстинович (Род. 1915)
Литовская скульптура занимает особое место в советском изобразительном искусстве. Монументальность, сдержанный лаконизм форм, строгая эмоциональная выразительность, чувство стиля времени — общие черты творчества скульпторов республики, видное место среди которых занимает Юозас Кедайнис.
Кедайнис родился в деревне Каралюнишкис Паневежского уезда в многодетной крестьянской семье. Отец Юозаса был кузнецом высокого класса, из-под его рук выходили тонкокованые ажурные предметы — решетки, оклады для сундуков, спинки для саней, замки. Свой быт крестьяне литовской деревни всегда стремились украсить предметами, созданными народными мастерами. В придорожных часовенках стояли фигурки святых, вырезанные из дерева, многие из которых — настоящие произведения искусства. Все это откладывалось в уме восприимчивого к красоте ребенка, формировало его вкус. У Юозаса рано появились творческие наклонности; он лепил из глины и вырезал из дерева небольшие фигурки пастухов, животных.
В 1933 году крестьянский мальчик прошел по конкурсу в Каунасское художественное училище. С третьего курса он стал учиться у замечательного литовского скульптора И.Микенаса. Дипломная работа Кедайниса называлась "На пастбище". Всего несколько скульптур удалось сделать молодому мастеру по окончании училища, как началась война. Юозас уезжает в деревню, где много рисует и режет из дерева небольшие фигурки и рельефы на сельские темы: "Трет картошку", "Обувается", "Девушка с лопатой", "Кузнец" и другие. В них любовь и уважение к крестьянскому труду, лиризм и свежесть восприятия. Весомость форм, устойчивое композиционное построение придают им значимость. В этих ранних работах заложено все то, что будет свойственно скульптуре Кедайниса в дальнейшем: монументальность в самых маленьких вещах, обобщенность форм, выверенность пространственных соотношений, точность композиционного построения, лиризм, поэтизация быта литовской деревни, жизненная достоверность.
После установления в республике Советской власти Кедайнис начал преподавательскую деятельность на скульптурной кафедре Каунасского художественного института. В это же время совместно с Микенасом он выполняет заказ на монументальную группу "Учащаяся молодежь" для моста через реку Нерис. Второй большой заказ — рельефы "Сельское хозяйство" и "Животноводство" для ВДНХ, выполненные из цветной керамической плитки.
Работа над монументальной скульптурой не мешала Кедайнису создавать и жанровые композиции на тему труда ("Бригадир", "Новоселы", "Сбор картофеля", "Конюх", образы литовских крестьянок).
Одна из наиболее интересных работ 1950-х годов — фигурка "Конюх" (1957), не похожая на шаблонные статуи трактористов и колхозников, в большом количестве создававшиеся в этот период. Босоногий молодой мужчина крепко стоит на земле, засунув руки в карманы, в надвинутой на глаза кепке. В его фигуре независимость и достоинство. Скульптор относится к своему персонажу с дружеской симпатией, доверием и уважением.
Высокий художественный уровень жанровой скульптуры, создаваемой Кедайнисом, объясняется его умением сочетать конкретные жизненные наблюдения, характерные детали быта с мастерством обобщения, социальной типизацией, тонкостью психологического анализа, умением за чертами каждодневности увидеть возвышенность образа.
Среди рельефов Кедайниса есть большие декоративные работы: оформление интерьера кафе "Неринга" (1958, резьба по гипсу), рельефы для портала театра в Паневежисе ("Архитектура", "Литература" и "Музыка" — 1968). В 1969-70 годах, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, в Каунасе создавался монументальный ансамбль, где памятник вождю должны были окружать гранитные стелы с рельефами, созданными разными мастерами. Один из них — "Труд" — выполнен Кедайнисом. Скульптор изобразил могучую фигуру рабочего; в устремленном вперед движении — идея освобождения. Рельеф решен в символико-аллегорической форме.
Характерным для творчества Юозаса Кедайниса является неоднократное возвращение к ранее решенным темам, образное и пластическое их переосмысление. Скульптуру "Кузнец" Кедайнис создал еще будучи учеником Каунасской художественной школы, а потом не один раз возвращался к этому образу. В композиции 1961 года скульптор сумел передать могучую красоту рабочего человека, силу, таящуюся в свободно лежащих, отдыхающих руках.
Говоря о творчестве Кедайниса, нельзя не остановиться на его декоративной парковой скульптуре. Композиции "Отдых" и "Песня" установлены в парке курорта Друскининкай. В них при традиционном классическом решении обнаженной женской фигуры скульптор создал современный образ. "Отдых" (1958) изображает девушку за чтением — непринужденная поза, спокойная сосредоточенность. В "Песне" (1964) девушка слушает доверчиво севшую к ней на колени птичку. В обеих работах — плавное спокойное движение, перетекание одного объема в другой. Богатство пластических мотивов, ритмических переходов возникает при круговом обходе фигур, ясные силуэты хорошо читаются на расстоянии.
Творческие устремления Юозаса Кедайниса весьма широки. Помимо перечисленных монументальных работ, парковой скульптуры, рельефов, станковых произведений, им созданы полные поэтической элегичности надгробия, портретные и тематические медали, оригинальные декоративные формы из листов и полос кованого металла.
Во всех произведениях скульптора — интерес к полнокровной жизни, уважение к труду, умение преобразить прозаический жизненный момент до высокой поэтической просветленности. Он показывает нам, как прекрасен человек в простых, естественных проявлениях.