19.11.2012

Ковалев, Александр Александрович (1915-1991)

А.А.Ковалев родился в маленьком белорусском городке Рогачеве в бедной семье. Отца не было, мать всю жизнь проработала прачкой, одна поднимая на ноги троих детей. Жизнь мальчика была тяжелой: непосильная работа, постоянное чувство голода.

Когда Саша попал в детский приемник в Бобруйске, там сразу заметили его сильную тягу к знаниям, явные музыкальные наклонности. Мальчик стал заниматься в музыкальной школе по классу фортепьяно.

В 1933 году за хорошую учебу Александра наградили путевкой в одесский детский санаторий, там он впервые попробовал лепить из глины. В первых же работах проявились творческие способности мальчика. Он поступил на рабфак при Одесском художественном институте, а в 1935 году на скульптурный факультет Киевского художественного института. Вначале учеба давалась нелегко, но природная одаренность и тяга к работе помогали. В студенческие годы Ковалев много работал с натуры, и уже в его ранних работах угадывается склонность к портретированию. Первые самостоятельно выполненные скульптуры посвящены волнующим темам времени — войне в Испании и службе воинов-пограничников. Для дипломной работы Ковалев выбрал изображение Стаханова. Но закончить ее Александру не удалось — началась война. В Самарканде в эвакуации Ковалев отказывается от задуманной темы диплома и создает новую работу — "Народные мстители".

В 1944 году Александр возвращается в Киев, где преподает в школе им. Т.Г.Шевченко при Киевском художественном институте. Он много работает в скульптурной мастерской, по-прежнему увлекается музыкой, интересуется театром.

Ковалев обращался ко многим видам скульптуры — монументальной, станковой, к малым формам, но все же главное в его творчестве — портрет. В созданной им портретной галерее — В.И.Ленин, колхозница Е.С.Хобта, матрос-потемкинец Г.М.Вакуленчук, врач-офтальмолог В.П.Филатов, композиторы Л.Н.Ревуцкий и Ф.Е.Козицкий, поэт М.Т.Рыльский, скульптор М.Г.Лысенко, создатель космической техники В. П. Глушко. Изображаемые скульптором люди отличаются незаурядностью, яркой индивидуальностью. Это привлекает скульптора, и это стремится отразить он в своих произведениях. В портретах, созданных Ковалевым, есть тонкое понимание характеров людей, синтез индивидуального своеобразия моделей и типических черт, простота и естественность образов. Свои произведения он создает в мраморе и бронзе, много работает над композиционными проблемами, находит интересные позы, повороты, часто вводит изображение рук, которое помогает ему раскрыть психологическое состояние героя.

За портрет Е.Хобты в 1949 году Ковалев первый среди украинских скульпторов получил Государственную премию СССР. Это портрет-биография, портрет человека необычной энергии, воли, в нем присутствует душевная теплота, сострадание, это образ труженицы и женщины-матери.

Возвращаться к созданию портретов заинтересовавших его моделей — характерная черта творчества Ковалева. Портрет Ф.Глинки скульптор делал в 1948, 1949 и 1953 годах, портрет В.Филатова — в 1952, 1959, 1967. Неоднократно обращался Ковалев к образу П.И.Чайковского. Первый портрет композитора был выполнен скульптором в 1954 году для Киевской консерватории, носящей имя Чайковского. В нем автор изобразил момент творческого вдохновения: композитор как бы прислушивается к зарождающейся мелодии. Об этом говорят наклоненная голова с упрямым лбом, напряжение в лице, сосредоточенный взгляд в себя. В 1949, 1950, 1952 годах в мраморе и бронзе каждый раз по-новому воплощал скульптор образ великого композитора.

Академик В.П.Филатов сначала отказывался позировать скульптору: сеансы отвлекали ученого от работы. Ковалев решил работать по памяти, но, увидев начатую работу, которая ему понравилась, Филатов согласился позировать. Материалом для портрета Ковалев выбрал белый паросский мрамор. Он изобразил офтальмолога в наглухо закрытом медицинском халате и шапочке, в строго фронтальной позе. Образ ученого суров и замкнут. Портрет выполнен предельно лаконично, легкие светотеневые переходы и артистическая обработка мрамора подчеркивают благородство модели.

Надгробие академика Филатова работы Ковалева выполнено в строгих классических формах. Им же созданы установленный около клиники бюст ученого и мемориальная доска на доме, где он жил.

На протяжении всего творческого пути Ковалев обращался к образу А.С.Пушкина. Первая работа на эту тему — "Пушкин и Мицкевич" — была создана в 1949 году. В 1954 в конкурсе на памятник поэту для Киева проект А.Ковалева оказался лучшим. Началась сложная работа над памятником. Скульптор выполнил множество моделей, ища нужную форму. Ему хотелось создать свой образ, не похожий на уже имеющиеся; не повториться, когда есть уже всем хорошо известные памятники, было трудно. В 1962 году "Пушкин" Ковалева был установлен в Киеве.

По заказу американцев украинского происхождения Ковалев исполнил бюст Пушкина в 1970 году, поставленный в Арроу-парке около Нью-Йорка. А в 1973 скульптор еще раз обратился к работе над образом Пушкина, сделав камерный по духу памятник для парка в Гурзуфе. Его решение объясняется местом этого произведения — среди зелени, около маленького искусственного пруда, где можно побыть как бы наедине с поэтом, вспомнить или почитать любимые стихи. Это небольшая мраморная колонна, на которой выгравирован профиль Александра Сергеевича, перенесенный с его рисунка, и воспроизведен текст, как бы написанный рукой поэта. Внизу мраморную колонну опоясывает бронзовый венок вечной неугасающей славы.

Для А.А.Ковалева материал и пластическая форма никогда не являются самоцелью, это лишь способ передачи эмоционального мира. Его работам не свойственна внешняя эффектность, нет фактурной лепки, неожиданных форм, в большинстве своем они скорее лаконичны. Портреты Ковалева лишены протокольного натурализма, ложного пафоса, их достоверность свидетельствует о чуткости и уважительном отношении к жизни изображаемых им людей.

Е.Романенко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.