19.11.2012

Терпсихоров, Николай Борисович (1890-1960)

Заслуженный художник РСФСР Н.Б.Терпсихоров принадлежит к поколению художников, жизнь и творчество которых оказались органически связаны с революцией, с историей молодого Советского государства.

Профессиональное образование Терпсихоров получил в Москве. В 1907-10 годах он посещал художественные студии К.Ф.Юона и В.Н.Мешкова, а в 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали такие видные представители русского искусства, как Н.А.Касаткин, А.М.Васнецов и К.А.Коровин.

В 1917 году Терпсихоров вступает в Красную Армию. Пребывание в гуще революционных событий оставило глубокий след в сознании молодого художника и во многом определило задачи и цели его творческих поисков, когда он в начале 1920-х годов возвратился к прерванным занятиям искусством.

Закономерен был приход Терпсихорова в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) — объединение, участники которого ставили перед собой задачу отразить в своих произведениях жизнь Советской республики, показать новых хозяев страны, рассказать об их труде и быте. "Революция, быт и труд" — именно под таким девизом проходили выставки АХРР. На одной из них в 1922 году дебютирует и Терпсихоров, представивший две небольшие картины: "Каширское железнодорожное депо" и "Кирпичный завод". С этой поры он становится активным участником художественной жизни страны.

В 1924 году Терпсихоров создает полотно "Первый лозунг", ставшее несомненной удачей молодого художника в жанре тематической композиции. Без ложного пафоса, немногословно Терпсихорову удалось здесь воссоздать ощущение великой эпохи. Художник и революция — такова тема этой, во многом автобиографичной картины. Автор раскрывает ее органично и глубоко, добиваясь этого и продуманной композицией, и строгим колористическим решением полотна, и четким отбором повествовательных средств сюжета. Не случайно картина "Первый лозунг", которую Б.В.Иогансон метко назвал "документом эпохи", снискала художнику широкое признание и заняла достойное место во всех хрестоматиях по истории советского искусства.

В последующие годы Терпсихоров работает над целым рядом полотен, посвященных различным эпизодам революционного прошлого ("После приказа "Патронов не жалеть"", "Этап"), рисующих картины нового быта трудящихся ("Русь обучается"), рассказывающих о борьбе старого и нового в деревне ("Враги"), о счастливом детстве ("Новый Мурзилка", "Окно в мир", "День птиц. Юные натуралисты").

Много времени художник проводит в поездках по стране, знакомясь с ее жизнью, стараясь найти новые темы и образы. Творческие командировки возбуждают у него интерес к пейзажу как самостоятельному жанру (он активно занимался им в Училище).

Много впечатлений подарили Терпсихорову поездки в Узбекистан (1929) и Туркмению (1935-36). Яркие краски Средней Азии значительно обогатили цветовую гамму его полотен. Незнакомый уклад жизни расширил запас жанровых впечатлений. Как всегда, художника привлекли здесь черты нового ("Книжный базар", "Красный обоз"). Туркменские этюды легли в основу нескольких больших жанровых картин. Наиболее интересная из них — "Ковровщицы" (1936), живо и занимательно повествующая о труде и быте работниц ковровой мастерской.

Подробный, развернутый рассказ об изображаемых событиях становится для художника одним из главных стилистических приемов решения жанрово-тематических композиций. Он всегда стремится привлечь внимание зрителя и интересной сюжетной завязкой, и несхожестью психологических характеристик персонажей, и разнообразными бытовыми деталями. Все это помогает мастеру шире показать кипучую жизнь год от года мужающей Страны Советов, полнее раскрыть образы новых героев. Такими чертами отмечены многие работы Терпсихорова, созданные в 1930-е годы ("Конец разрухи на транспорте", "Агитпоход красноармейцев на село", "Перед экзаменами", "Весенние проводы").

В тяжелые для страны годы Великой Отечественной войны Терпсихоров обращается к военной теме, решая ее то в героическом ("В обход врага"), то в более близком ему жанровом ключе ("Денек в тылу", "Письмо с фронта"). Главной темой творчества Терпсихорова послевоенных лет становится пейзаж, в котором он выступил как достойный продолжатель традиций русской реалистической живописи конца 19 — начала 20 века. Образы родной природы на полотнах Терпсихорова, отмеченных высоким живописным мастерством, исполнены эпической широты и величественности ("Закон жизни. Ледоход", 1952)1 лирической задушевности (серия пейзажей Подмосковья и Прибалтики, 1950-е годы).

А.Жуков
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.