19.11.2012

Шлиман, Генрих (1822-1890)

Древнейший этап развития европейской художественной культуры, получивший в науке название "крито-микенский", стал известен человечеству во многом благодаря деятельности Генриха Шлимана, открытия которого продолжают поражать воображение потомков. Прошлое столетие по праву можно назвать веком археологии, когда из недр земли извлекались развалины древних городов, гробницы и мумии, свитки папируса и целые библиотеки, когда плеяда ученых-энтузиастов заставила пересмотреть грань между вымыслом и реальностью мифа. К ним принадлежал и Шлиман, имя которого навсегда связано с Троей, Микенами, Тиринфом, городами, воспетыми Гомером и окруженными ореолом легендарной славы.

Судьба Шлимана замечательна, почти сказочна, и недаром ее называют "одиссеей буржуа 19 века". Начав свою карьеру с несколькими талерами в кармане, Шлиман уже через десять лет совершает торговые сделки на миллионы долларов. Оказавшись владельцем многомиллионного состояния, Шлиман закрывает дело и начинает осуществлять мечту своего детства — поиски гомеровской Трои. И здесь ему сопутствует удача. Открытие самых замечательных фресок или статуй не привлекает такого внимания, как находка клада, особенно у тех, кто узнает об археологических открытиях из газет, а вес золота, найденного Шлиманом, измерялся десятками килограммов. В глазах людей он стал провидцем, кудесником, кладоискателем. Популярности Шлимана способствовало и то, что имена Приама и Гектора, Агамемнона и Одиссея, звучавшие в связи с его находками, благодаря классическому образованию гимназий были известны всем и повсюду.

Генрих Шлиман родился в семье пастора в небольшом немецком городке Мекленбурге. В начале своего жизненного пути Шлиман, лишенный поддержки близких, испытывает серьезные материальные затруднения и даже голодает. Его отовсюду увольняют из-за слабости здоровья, не позволявшего заниматься тяжелой работой. Тогда Шлиман, любивший повторять фразу Наполеона "человек, говорящий на двух языках, стоит двоих", один за другим начинает изучать иностранные языки. Нетерпеливость и жажда жизни — вот отличительные качества молодого Шлимана. Он не может себе позволить тратить много времени на обучение, поэтому изобретает собственную систему, дававшую возможность выучивать любой язык в течение месяца, что, конечно же, было возможно лишь при исключительных лингвистических способностях Генриха Шлимана. Среди многочисленных языков, которыми он в совершенстве овладел, оказался и русский, что почти на два десятилетия определило судьбу Шлимана. Фирма "Шредер и Ко", в которой он служил, открывает филиал в России, который возглавляет двадцатичетырехлетний Шлиман. Именно здесь, в России, Шлиман наживает свои миллионы, причем, по свидетельству современников, исключительно за счет строгого соблюдения договоров и интересов заказчика. Однако увеличение и без того громадных капиталов не становится содержанием жизни Шлимана, в 1864 году он ликвидирует свои дела и предпринимает кругосветное путешествие, посещая Китай, Индию, Японию. Всю жизнь торгуя индиго и чаем, Шлиман хочет видеть, как они растут.

С этого путешествия на Восток начинается второй, самый удивительный период жизни Шлимана. Он приступает к поискам гомеровской Трои. Видимо, в том безграничном увлечении и фантазии, которые составляют слабую сторону Шлимана как археолога, вместе с тем заключается и тайна его успеха. Дилетант, так и не получивший систематического образования, он позволил себе рассмотреть творения Гомера как точное и непреложное историческое свидетельство. Слепой верой в реальность того, что описано у Гомера, проникнута одна из первых книг Шлимана "Итака, Пелопеннес и Троя", за которую Шлиман получает ученую степень доктора философии. Новый период отмечен и изменениями в личной жизни. Шлиман осуществляет свою давнюю мечту и женится на чистокровной гречанке Софье Энгастраменос, которая на тридцать лет моложе своего мужа.

Через два года после свадьбы осенью 1871 года Шлиман начинает раскопки и ведет их практически всю оставшуюся жизнь. Троя, Микены и Тиринф — это три главных памятник культуры, открытой Шлиманом и получившей название микенской. Отправившись на поиски гомеровской Трои, Шлиман нашел и подарил человечеству целое тысячелетие греческой истории. На месте холма Гессарлык Шлиман один за другим открывает несколько городов, самые древние из которых намного старше культуры, воспетой Гомером. Более роскошная и пышная, нежели описанная у Гомера, эта культур; несет значительные следы восточных влияний Малой Азии, Финикии, Египта и островов Эгейского моря. Отличий от Гомера было много — полные золота могильники (у Гомера умерших сжигали), отсутствие железа, о котором часто упоминается в "Илиаде" и "Одиссее"; но все это Шлимана не смущает, он верит, что нашел подлинную гомеровскую Трою.

Раскопки второго города, принятого Шлиманом за Трою, приносят все больше и больше замечательных открытий. Уже открыта стена в виде многоугольника, с башнями и воротами, к которым вели отлично вымощенные дороги. Найден дворец с остатками крупного очага. В своей книге "Троянские древности" Шлиман называет ворота Скейскими, остатки больших построек — дворцом Приама, а найденный замечательный клад — сокровищами Приама, то, что в более поздних научных трудах, после уничтожающей критики "фантазий Шлимана", стало называться домом правителя города, большим кладом и т. д. Но сейчас Шлиман еще верит в Трою, и его вера заражает других. Рабочим на раскопках он цитирует Гомера, заставляя читать наизусть "Илиаду" и свою верную помощницу Софью Шлиман, которая сопровождает мужа во всех экспедициях.

Всеобщее внимание к раскопкам Шлимана привлекает находка "Большого клада", в котором оказались шесть серебряных слитков одного веса — очевидно, древних талантов, медные, серебряные и золотые сосуды разнообразной формы и величины, две великолепные золотые диадемы, золотая головная повязка и почти девять тысяч мелких золотых предметов. Однако Шлиман не нашел при раскопках ни одного меча, что трудно было соотнести с версией о захвате Трои.

Уже на следующий год после находки "клада Приама" Генрих Шлиман предпринимает разведочные работы в Микенах, а спустя два года приступает к ним вплотную. Открытие Микен, которые, по легенде, с помощью циклопов воздвиг Персей, куда возвращался Геракл после совершения своих подвигов, стало второй блистательной археологической удачей Шлимана, результатом его необыкновенного природного чутья. Златообильными называет Микены Гомер, и это определение "Илиады" полностью подтверждено раскопками Шлимана. Главное внимание он сосредоточил на акрополе, считая, что именно там должны находиться могилы Агамемнона, Кассандры и их спутников, коварно убитых во время пира Клитемнестрой и Эгисфом.

В акрополе Шлиман нашел алтарь и девять могильных стел, часть из которых была украшена сценами охоты и сражений. Там же были обнаружены пять высеченных в скале могил. Захоронения были полны замечательными золотыми украшениями, оружием и утварью. На лицах умерших лежали золотые маски, воспроизводившие черты лица. Маску пожилого вождя Шлиман до конца жизни продолжал считать изображением Агамемнона, вождя греков под Троей. В захоронениях найден кубок с двумя ручками и изображениями голубей, до удивления похожий на описанный Гомером кубок Нестора, как Шлиман и именует его в книге, посвященной раскопкам в Микенах.

Хотя раздается еще очень много скептических голосов, опровергающих очевидные достижения Шлимана, но уже одна академия за другой избирают его своим почетным членом, ученые общества хотят видеть его на своих кафедрах, Оксфорд присуждает ему степень почетного доктора. Однако Шлиман не успокаивается на достигнутом. Он продолжает с короткими перерывами раскопки Трои, пишет одну книгу за другой, причем каждая последующая становится все более и более совершенной, что признают даже откровенные враги. За четыре года до смерти Шлиман приступает к раскопкам своей последней замечательной находки — Тиринфа, где ему удалось найти развалины царского дворца. Большие и малые Пропилеи вели во дворец, некогда богато украшенный фресками. Росписи Тиринфа, в которых использовались всего пять красок, стали одной из древнейших страниц в истории европейской живописи.

Шлиман осуществил свою мечту — вера в Гомера привела его к неизвестной культуре. Но Шлимана продолжает заботить вопрос о судьбе найденных им сокровищ. Большая часть из них — в Греции и Турции, но многое составляет коллекцию самого Шлимана. Он писал: "Мое большое собрание троянских древностей имеет неоценимую стоимость, но оно никогда не будет продано. После моей смерти согласно последнему волеизъявлению оно достанется музею той нации, которую я больше всего ценю и люблю". После долгих колебаний Шлиман еще при жизни дарит коллекцию немецкому народу, отныне она должна вечно храниться в берлинском музее. Свой дар исследователь не воспринимает как завещание, он еще полон сил и надеется составить несколько таких коллекций, продолжая раскопки Трои и предпринимая новые поиски. Его влечет к себе Крит, именно там, по мнению Шлимана, разгадка найденной им культуры, он начинает копать в Орхомене. Уезжая ветреным осенним днем 1890 года с раскопок Трои, он планирует, как всегда, вернуться к работе ранней весной.

Неожиданная смерть этого ставшего легендарным человека всколыхнула весь мир. Не было ни одной газеты, ни одного европейского университета, ни одного научного общества, которые бы не почтили память Генриха Шлимана. О нем писали: "Его встретили враждебность и молчание, но они рассеялись как туман, когда стала очевидна великая ценность его открытий. История его детства и юности кажется не менее удивительной, чем история его дальнейшей жизни: они составляют неразрывное целое, ибо их связала единая цель".

А.Лидов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.