19.11.2012

Валлотон, Феликс Эдуард (1865-1925)

"Я ищу точную форму и правильный тон. Что это — старомодность или крайний авангардизм? Не знаю" — так писал в 1919 году Феликс Валлотон, знаменитый французский живописец и график, продолжавший плодотворно работать до самой своей смерти. Но главные достижения Валлотона в искусстве оставались к тому времени уже в прошлом. То безусловно новое, что он сделал, принадлежало концу 19 столетия — именно тогда появились неожиданно лаконичные гравюры Валлотона.

Швейцарец по происхождению, Феликс Валлотон родился в Лозанне в мелкобуржуазной протестантской семье. После того как в 1882 году семья переселилась в Париж, Валлотон поступил в академию Жюлиана. С первых шагов самостоятельного творчества художник проявил качества, сопутствовавшие ему на протяжении всей жизни: он работал много и целеустремленно, стремясь получить фундаментальные знания. Самодисциплина, склонность к анализу и острый критический взгляд отличали молодого Валлотона от окружавших его представителей парижской богемы.

В 1885 году Валлотон впервые выступил на выставке в Салоне, где он регулярно показывал свои произведения до 1891 года. Его первой работой был "Портрет Урзенбаха" (Цюрих, Музей искусств) — тщательно прописанная, несколько жесткая по колориту картина, выполненная в манере старых мастеров.

В том же 1885 году Валлотон начал вести свой рабочий дневник " Livre de raison", куда он со свойственной ему методичностью заносил все им сделанное. Согласно этому уникальному творческому документу Валлотон создал 1602 картины и 237 гравюр, опубликовал ряд статей о современном искусстве и художественной критике, написал три романа и несколько театральных пьес. Но из всего художественного и литературного наследия Феликса Валлотона за сорок лет творчества в историю нового искусства вошли в первую очередь те сто двадцать гравюр на дереве, которые он выполнил между 1891 и 1898 годом.

Свою первую ксилографию Валлотон сделал в 1891 году. Он занимался печатной графикой и раньше, с конца 1880-х годов, когда нужда заставила художника не только писать заказные портреты и подрабатывать в качестве реставратора у торговца картинами, но и делать офорты для каталогов и иллюстрированных журналов. Эта вынужденная работа и познакомила Валлотона с техникой гравюры.

Еще работая в офорте, изучая и копируя гравюры Рембрандта и Милле, художник получил возможность познать законы графики: взаимодействие черного и белого, соотношение пространственных планов, роль линии и контура. Обращение Валлотона к гравюре на дереве стало решающим шагом в оформлении нового графического стиля. Уже первые ксилографии Валлотона — "Голова старухи", портреты Верлена, Вагнера, Берлиоза, автопортрет (все — 1891) поразили современников простотой, почти грубостью формы и одновременно "напряженностью жизни и реальности, одушевленной особыми средствами графики".

В 1892 году художественный критик Октав Юзан опубликовал статью, посвященную Валлотону, сопроводив текст его гравюрами. Эта статья, называвшая Валлотона родоначальником "возрожденной ксилографии", положила начало сенсационным успехам художника; за ней последовали многочисленные заказы на оформление книг и журналов. Гравюры Валлотона печатали на рубеже веков французские журналы "Ревю Бланш", "Рир", "Курьер Франсе"; знаменитые в эпоху модерна немецкие издания "Югенд", "Инзель" и "Пан"; американский журнал "Чэп Бук"; английские "Артист" и "Студио".

Творчество Валлотона оказалось в самом центре сложной и запутанной европейской изобразительной культуры. Столетие приближалось к концу, предзнаменования нового искусства смешивались с формами уходящей художественной эры. Гротескно-преувеличенные, насквозь ироничные образы графики Валлотона отражали лишь одну грань стилистически неоднородной эпохи. Импрессионистов сменили пуантилисты с их методом систематического наложения мазков; Гоген и Бернар открыли новую гармонию расположения цветовых пятен на плоскости; вслед за ними символисты превратили пятно в метафору иных смыслов; Сезанн и Ван Гог освободили энергию самой художественной формы, обнажили плоть живописи, указав пути искусству 20 века. Рядом с ними художники "прекрасной эпохи" воплощали в своих анекдотически занимательных и усложненно декоративных композициях стиль и тонус "шикарной" парижской жизни.

Среди всего этого разнообразия художественных методов Валлотона выделяла редкая способность замечать и проявлять парадоксальные аспекты самой формы. Создавая гравированные портреты своих современников — писателей, артистов, журналистов, политических деятелей, финансовых королей (Иветт Гильбер, Жорж Клемансо, Альфонс Ротшильд), художник доводил до предельной декоративной выразительности свойства черного пятна на белом листе. В 1896 году он сделал тридцать ксилографии к "Книге масок" Реми де Гурмона, в 1896-97 годах — цикл "Музыкальные инструменты", в 1897-98 годах — знаменитую серию "Тайные связи" ("Intimites"), состоящую из десяти листов. Эти свои лучшие гравюры Валлотон насыщает огромной энергетической силой. Большие нерасчлененные пятна черного и белого вступают между собой в драматические отношения, пульсируют в пространстве, обретают агрессивный и угрожающий характер. Их границы исполнены напряжения и внутреннего смысла. Именно эти гравюры, так же как и более ранние серии " Купальщиц" (1893) и сцен из парижской уличной жизни (1894), позволяют говорить о творчестве Валлотона как об одном из источников печатной графики немецких экспрессионистов.

Помимо гравюры Валлотон продолжал заниматься живописью. В 1893 году он показал на выставке "Салона независимых" картину "Летний вечер. Купание" (Цюрих, Музей искусств). Она имела скандальный успех благодаря совмещению уплощенно-декоративной композиции в изысканных тонах и язвительной авторской иронии по отношению к изображаемому. С того же 1893 года Валлотон участвовал в выставках группы "Наби", а в 1897 стал членом этого объединения. Картина "Уголок сада" (1899, Париж, Музей современного искусства) передает ту хрупкую и эфемерную гармонию утонченных цветовых сочетаний, свойственную искусству "Наби". Один из последних отголосков этого периода в творчестве Валлотона — картина "В кафе" (1909, Берн, частное собрание), где изумительное по красоте криволинейное очертание женского силуэта и лаконизм цветового трехзвучия напоминают язык графики.

Сегодня живопись Валлотона кажется вторичной по отношению к его графическому творчеству. Именно в графике зарождались и оформлялись первоначальные пластические идеи, которые затем воплощались в цвете. В начале 20 века Валлотон почти оставляет гравюру в пользу живописи. Его портреты, пейзажи и натюрморты соединяют фотографический иллюзионизм и академическую отточенность рисунка с резким уплощенным цветом. Многочисленные изображения обнаженных воскрешают холодный эротизм произведений Энгра и предвещают живописные галлюцинации сюрреалистов.

И в последний день своей жизни перед отъездом в больницу на роковую операцию Валлотон заканчивал очередной живописный пейзаж. В эти годы художник писал очень много картин, как бы желая опровергнуть пророчество, произнесенное еще в 1898 году Ю.Мейер-Грефе: "Валлотон так много сделал в области ксилографии, что он легко может отказаться от честолюбивой мысли считаться также и живописцем".

Е.Гордон
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.