19.11.2012

Элигий (ок. 590-659)

Элигий — златокузнец, живший в эпоху Меровингов (первая династия франкских королей). Личность одновременно и достоверная, и легендарная. Элигий родился в 590 году в небольшом местечке близ Лиможа. Мальчиком был отдан в обучение лиможскому золотых дел мастеру Аббо. Довольный успехами своего ученика, мастер направил Элигия в Париж к казначею короля Хлотаря II. По преданию, молодой ювелир в качестве испытания получил заказ на золотой трон, исполнением которого вызвал восхищение короля. Элигий становится королевским мастером, ему поручается ответственное дело чеканки золотой монеты. В Париже, в Кабинете медалей Национальной библиотеки хранится монета короля Дагобера I, правившего после Хлотаря. На монете, кроме имени короля, обозначено имя Элигия. Имена ювелиров чеканились на монетах как порука за их вес.

В искусстве всех варварских королевств периода раннего средневековья едва ли не преобладающую роль играли украшения утвари и оружия, производство драгоценных изделий. Традиции золотого и серебряного дела уходят в далекую древность. Мы знаем, какого высокого совершенства достигали в своих произведениях древневосточные и античные ювелиры. Многообразны способы украшения ювелирных изделий: резьба, чеканка, канфарение, тиснение, скань, чернь, эмали перегородчатые, выемчатые, эмали по рельефу, эмали прозрачные, расписные, инкрустирование. В произведениях античных златокузнецов преобладал скульптурный декор. Техническое мастерство сочеталось с изысканностью форм и строгостью цветовых сочетаний. Иными были изделия варварских мастеров. Пластические и изобразительные мотивы уступили место геометризованному орнаменту. Секреты виртуозной чеканки были утрачены. В изделиях 5-8 веков господствует так называемый полихромный стиль: яркая цветность перегородчатых эмалей, блеск золотой поверхности, сияние драгоценных камней. Большая часть сохранившихся ювелирных изделий полихромного стиля — фибулы, подвески, браслеты, фрагменты богато украшенного оружия — происходит из кладов и погребений варварских королей. Сохранились также и церковные предметы — реликварии, кресты, книжные оклады. В уже упомянутом парижском Кабинете медалей хранится фрагмент креста перегородчатой эмали работы Элигия.

Находясь на службе при Хлотаре II и Дагобере I, Элигий не только чеканил золотые монеты. Он изготовлял, конечно, и предметы парадного королевского обихода. Судя по церковным и монастырским описям, во Франции до 18 века еще сохранялись реликварии и кресты работы Элигия, чрезвычайно славившегося своим искусством и среди современников, и у потомков. Но, к сожалению, его произведения разделили судьбу многих шедевров ювелирного искусства, которых не спасли от переплавки ни их художественные достоинства, ни сакральный характер предметов.

Элигий работал при королевских дворах до 639 года. После смерти Дагобера I отличавшийся большим благочестием златокузнец принимает духовный сан. В 641 году он назначается епископом города Нуайона. За время своего епископства Элигий всячески способствовал развитию монастырских ремесленных мастерских и, вероятно, не оставлял и своей деятельности ювелира. В это время закладывались традиции монастырского художественного производства, преобладавшего в последующий романский период средневековой истории. Монахи-ремесленники передавали из поколения в поколение секреты и рецепты своего искусства. Один из таких монахов, Теофил Пресвитер, в конце 11 — начале 12 века создал трактат "Краткое изложение различных искусств", значительная часть которого посвящена тайнам ювелирного дела.

Вторая половина жизни Элигия, в сущности, и способствовала увековечению его памяти. Средневековое искусство сохранило очень мало имен своих художников. Слава Элигия-златодела соединилась со славой Элигия — благочестивого служителя церкви. И здесь начинается легенда. Элигий был канонизирован как святой покровитель златокузнецов. Нельзя точно сказать, когда был установлен патронат св. Элигия над ювелирным искусством. Самые ранние изображения его на цеховых печатях золотых дел мастеров сохранились с 13 века. Элигий изображен на них в епископском облачении, с епископским посохом и с молотом кузнеца. С новым расцветом ювелирного искусства культ св. Элигия стал одним из широко почитаемых. Сохранилось множество его изображений не только в цеховых печатях, но и в гравюрах, картинах и скульптуре, немало способствовавших сохранению памяти о талантливом мастере далеких времен.

Г.Есипова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.