10.12.2012

Щербов, Павел Егорович (1866-1938)

Читатели популярного в конце XIX — начале XX века юмористического журнала "Шут" с нетерпением перелистывали очередной номер, отыскивая смешные, острые карикатуры, подписанные "Старый судья". Под этим псевдонимом скрывался Павел Егорович Щербов.

Творчество Щербова, талантливого и оригинального художника, представляет собой интересное явление русского искусства рубежа XIX-XX веков. Его работы внесли значительный вклад в историю журнальной сатирической графики. Он создал яркий, выразительный язык карикатуры, особого жанра графики, имеющего самостоятельное значение. Им была преодолена натуралистическая описательность, господствовавшая в этом жанре, найдена гротескно-пластическая форма выражения содержания.

Щербов виртуозно владел спецификой дружеского шаржа и персонифицированной сатиры. Объектами его изображения были известные деятели русской культуры — писатели, критики, художники, что делало его карикатуры особенно популярными в художественной среде. Он рисует В. В. Стасова, С. П. Дягилева. И. Е. Репина, А. И. Куинджи, Ф. И. Шаляпина, А. И. Куприна и многих других, сегодня почти забытых, своих современников. Произведения Щербова доносят до нас живую и непосредственную реакцию самого художника на события художественной жизни России, на важные явления искусства тех лет. Они позволяют почувствовать сложность и острую напряженность борьбы различных течений, творческих позиций, в которой происходило становление культуры начала XX века.

Павел Егорович Щербов родился в Петербурге. В 1885 году он поступил в Академию художеств. Но казенная обстановка Академии удручала начинающего художника. Вместе с товарищами Щербов устраивает в своем доме вечерние классы. Во время занятий много рисовали, читали, спорили об искусстве.

В годы юности Щербова влекли дальние страны. В конце 1880-х годов он отправляется в длительное, полное опасных приключений, путешествие по Африке. Сильное впечатление произвели на художника величественная природа Кавказа, восточная экзотика Ирана и Китая. В 1896 году он отправляется в Японию, где углубленно изучает искусство страны, ее древнюю и своеобразную культуру. Особенности стиля японского искусства сказались в сложении художественного языка Щербова. Путешествия не только способствовали развитию природной наблюдательности художника, но и помогали ему острее воспринимать петербургскую жизнь.

Первые карикатуры Щербова появились в журнале "Шут" в 1896 году. Издатель журнала, Р. Р. Голике, владел одной из лучших типографий в Петербурге, где осуществляли цветную печать. Полиграфическая техника цветной печати давала возможность сделать цвет важной выразительной чертой карикатур Щербова. В Государственном Русском музее в Ленинграде и в Государственной Третьяковской галерее в Москве хранятся выполненные акварелью оригиналы его журнальных работ. Они свидетельствуют о том, что художник изначально видел результат своего труда, оценивал эмоциональное воздействие цвета на читателя журнала. Художественная значительность карикатур Щербова осознавалась современниками. Так, критик В. В. Стасов восторженно отозвался об одной из них: "...хорошая карикатура, и острая, и едкая, и красивая, и меткая". Щербов был первым русским карикатуристом, чьи журнальные работы появлялись на художественных выставках. Они экспонировались на выставках Общества русских акварелистов, "Мира искусства", Союза русских художников. Оригиналы работ и репродукции с них покупали и коллекционировали.

Успех карикатур Щербова заключался в высоком мастерстве талантливого рисовальщика, в умении с удивительной чуткостью выбрать для изображения волнующий факт или событие современной художественной жизни.

Щербов добивается в своих произведениях полного стилистического единения правды реального факта с особенностями образного языка жанра карикатуры. Он подчеркивает, преувеличивает характерные черты персонажей, создает сатирические маски, легко узнаваемые и гротескно-выразительные. Его художественная фантазия неистощима на остроумные выдумки ситуаций, в которых действуют персонажи.

Одной из известных карикатур стала "Новая Минерва" ("Сон в летнюю ночь", 1901). На ней изображен С. П. Дягилев в шлеме Минервы, римской богини-покровительницы художников, со стилизованными рыбками, которые украшали обложку журнала "Мир искусства". Кокетливо поддерживая балетную пачку (Дягилев был связан с театром и балетом), он усаживается на шпиль купола здания Академии художеств, где недавно еще находилась статуя Минервы, погибшая при пожаре. В ужасе отпрянули от этого "видения" академические деятели — Г. Г. Мясоедов, В. Н. Беклемишев, Г. Р. Залеман. Карикатура была откликом на ожесточенные споры вокруг устройства в залах Академии художеств выставки "Мира искусства": на страницах журнала этого объединения не раз появлялись статьи, направленные против академизма. Строгая организованность композиции, гибкая и пластичная линия контуров фигур, декоративная плоскостность силуэтов говорят о высоком мастерстве карикатуриста. Местом действия комических персонажей прихотливая фантазия художника избирает крышу Академии художеств, и с ее высоты открывается прекрасная картина пустынного Петербурга. Холодная, несколько блеклая голубовато-зеленая цветовая гамма передает прелесть белых ночей.

Многие произведения Щербова были посвящены повседневной жизни. Они складываются в несколько обширных повествовательных циклов: сцены дачной и курортной жизни, сцены развлечений. Пустоту духовного мира, ничтожество интересов, вульгарность, удушающую скуку жизни обывателя высмеивает художник.

Самым значительным произведением Щербова по праву считается композиция "Базар XX века" (1908). Его появление на выставке Общества русских акварелистов в Петербурге было воспринято как сенсация. Русский музей и прибывшая из Москвы комиссия Третьяковской галереи, в которую входил В. А. Серов, вели переговоры о покупке акварели. В виде базарной сутолоки изображены различные группировки русского искусства начала XX века. Более девяноста портретов, образов-характеристик создал художник. Высоко оценил произведение А. Н. Бенуа: "... акварель эта очень красива и совершенна... Щербов еще не достигал такой силы характеристики, такой меткости и уверенности!"

Работам Щербова была свойственна не только язвительная заостренность наблюдательного сатирика. Многие из них согреты теплыми дружескими чувствами уважения и сочувствия к персонажам. Значительны и величественны, полны внутренней силы и духовной энергии шаржированные портреты гравера В. В. Матэ, художника О. Э. Браза, Ф. И. Шаляпина. А. И. Куприна.

С 1919 года Щербов работает хранителем в Гатчинском дворце-музее. Много сил и энергии отдал он музейному делу, бережно собирая и сохраняя произведения искусства.

Карикатуры Щербова являются своеобразным художественным документом эпохи, и в этом их значение и ценность.

Т. Юшкевич
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.