Верне, Орас (1789-1863)
Орас Верне появился на свет 20 июня 1789 года в доме своего деда, знаменитого мариниста XVIII века Клода-Жозефа Верне, занимавшего огромную галерею в том крыле Лувра, которое отводилось для художников. Орасу судьбой было предопределено стать художником и добиться такой славы, какой не знали ни отец его, ни дед. Мастерство рисунка было достоянием и гордостью этой семьи: дедом Ораса со стороны матери был Моро-младший, знаменитый рисовальщик, его дядя — Жан-Франсуа Шальгрен — был одним из выдающихся архитекторов своего времени, автором всемирно известной парижской Триумфальной арки, а отец Карл — портретист и баталист.
В годы учебы молодой Берне, несмотря на свои способности, не был блестящим учеником: его тетради были сплошь испещрены солдатиками и военными сценами — кроме рисунка, его мало что интересовало.
Свой первый заказной рисунок Орас Верне сделал в 11 лет, а в 13 лет заказы уже следовали один за другим, а вскоре за ним закрепилась репутация искусного рисовальщика картинок для модных журналов и карикатур на нравы времен Директории (1795-1799). Его учителями были живописец Ф. — А. Венсан и отец, литографии он учился у Ж. — М. Моро. Рисование с антиков и с натуры Ораса мало привлекали; товарищи по мастерской говорили, что он плохо видел общую композицию картины и рисовал ее части по отдельности. Обычно после длительного изучения обнаженной натуры он уходил в другую комнату, пытаясь закончить работу по памяти, считая, что так он лучше может воплотить натуру.
Орас Верне жил в эпоху, когда мысли и умы еще были заняты славным военным прошлым Франции и ее будущими победами. Молодой художник с увлечением беседовал с приходившими позировать отцу военными. Да и сам он выглядел как военный: стройный, высокий, в форме национальной гвардии, с военной выправкой и длинными, подкрученными усами, он перенимал привычки и манеры армейских офицеров. Глядя на него и на его картины, никому не приходило в голову, что он был штатским человеком, так ни разу не побывавшим на полях сражений и всю жизнь писавшим картины на военные темы по рассказам очевидцев.
Орас Верне был близким другом художника Теодора Жерико, который одно время занимался в мастерской его отца. Карл Верне, славившийся умением изображать лошадей, привил им любовь к этому благородному животному, мастерское изображение которого часто появлялось в полотнах обоих художников. Друзья ежедневно ездили верхом, и во время одной из таких прогулок Жерико неудачно упал с лошади, что послужило причиной его преждевременной смерти. Оба художника были бонапартистами, как и большинство молодых людей тех лет. Верне, который в течение всего периода Реставрации отличался самыми оппозиционными настроениями, не мог простить Жерико, что тот, разочарованный политикой Наполеона, ушел с войсками Людовика XVIII во время памятных Ста Дней, когда Наполеон вторично вернулся к власти и окончательно был разгромлен.
В 1822 году в Салон не были приняты два больших полотна Верне — поклонник наполеоновской эпопеи не пользовался особым расположением у Бурбонов. Тогда художник устроил выставку в собственной мастерской, представив на обозрение публики 45 картин. Это небывалое событие всколыхнуло весь оппозиционно настроенный Париж, и толпы устремились лицезреть отвергнутые полотна "Защита заставы Клиши", "Солдат Ватерлоо", "Отставной солдат-хлебопашец", "Смерть Понятовского" и другие картины. Его искусство многими в то время считалось истинным образцом романтической школы. Даже Стендаль, говоря о Салоне 1824 года, отмечал как пример новой живописи "Битву при Монмирале" Верне, а не выставленное там же полотно истинного лидера романтизма Эжена Делакруа "Резня на Хиосе".
Окруженный толпами поклонников, получив всеобщее признание, в отличие от своего друга Жерико, так и не сумевшего при жизни продать ни одной большой картины и умершего непризнанным, Орас Верне в 1826 году награждается орденом Почетного легиона и назначается членом Института (созданного взамен упраздненной во времена революции Академии), занимая первое кресло, в котором раньше сидел сам Давид. В том же году он участвует в благотворительной выставке на улице Гро Шене в пользу боровшихся за независимость греков. Его полотно "Мазепа, преследуемый волками" иллюстрирует один из эпизодов поэмы "Мазепа" любимого романтиками Байрона.
В 1829 году Орас Верне назначается директором Французской Академии в Риме. Он сменяет на этом посту Пьера Герена, бывшего в свое время учителем Жерико и Делакруа. Верне, далекий от академического искусства, должен был развивать и поддерживать его традиции. Вилла Медичи, где поселился художник с женой и красавицей дочерью, стала местом великолепных и интереснейших приемов и по праву занимала второе место в городе после посольства Франции. В Риме Верне отошел от батальной тематики. Пытаясь совместить жанр с историей, он пишет картины вроде "Исповеди умирающего бандита" или "Встречи Рафаэля с Микеланджело в Ватикане".
Революция 1830 года, свергнувшая Бурбонов и передавшая трон их младшей ветви герцогам Орлеанским, застала художника в Риме. Он вернулся в Париж в 1835 году, когда вступившего на трон Луи-Филиппа занимала мысль о создании Версальского музея. Автор "Заставы Клиши" как нельзя больше подходил к роли одного из авторов новой военно-исторической галереи. Король, восхищавшийся талантом Верне, поручил написать ему серию картин на тему подвигов французской армии в Алжире, для чего художник в 1836 году отправился на места событий, в Северную Африку, откуда вывез подготовительные материалы для четырнадцати картин. Уже после первой поездки в Алжир в 1833 году восточная тема с ее экзотической яркостью красок и своеобразием человеческих типов и нравов увлекает художника. Работы Верне конца 1830-х годов ("Мамелюк", "Араб", "Арабская лошадь" — ГМИИ им. А. С. Пушкина) дают представление о том, что привлекало романтиков в Востоке.
Но любимейшими для художника остаются батальные сцены. Для военной галереи Версальского дворца он пишет картины на сюжеты известных сражений при Фридланде, Йене, Ваграме и Фонтенуа. Очарованный полотнами художника и его личностью, Луи-Филипп посылает его с дипломатической миссией в Россию, которую Верне посетил в 1836 и 1842-1843 годах. В течение нескольких месяцев Верне находится при "особе императора", сопровождает его в поездках и смотрах, посещает Кавказ. По поручению Николая I он пишет ряд картин, среди которых "Взятие русскими войсками укрепления Воли, предместья Варшавы, 25 августа 1831 года" для Зимнего дворца и "Царскосельская карусель", представляющая групповой портрет семьи Николая I, изображенной в момент костюмированного празднества в Царском Селе 23 мая 1842 года.
Возвратившись в Париж. Верне вновь принимается за грандиозные батальные полотна для Версальского музея — "Битва при Исли", "Бомбардировка Танжера", "Взятие Смолы", в которых много движения и натиска.
Во время провозглашения Империи художнику 63 года, но у него такая же легкая рука и столь же острый взгляд, его продуктивность нисколько не уменьшается, хотя жизнь омрачена смертью любимой дочери, жены художника Поля Делароша. На выставке 1855 года он выставляет "Битву при Альме" и делит большую золотую медаль с Делакруа.
Верне работал до последнего дня и умер в зените своей славы. Это был художник, чье искусство часто становилось объектом споров: расчлененная композиция и приблизительный рисунок по памяти, резкие цветовые переходы часто вызывали нарекания. Но его гениальная наблюдательность оставалась непревзойденной. Своим несколько легковесным, но по-салонному "блестящим" искусством он занял одно из первых мест среди "малых романтиков". С одинаковой легкостью Орас Верне писал огромные батальные полотна и парадные портреты, марины и интерьеры, библейские сцены и наполеоновских ветеранов, греческих повстанцев и одалисок, лошадей и мамелюков. Но главной его заслугой в глазах большинства соотечественников было то. что он воспел национальную славу своей любимой родины.