Эбен, Жан-Франсуа (ок.1720-1763)
Жан-Франсуа Эбен — самый прославленный французский мебельщик середины XVIII века. Эбен родился в Германии (точное место рождения неизвестно). На родине он обучался вначале скульптуре и слесарному делу. Начав заниматься мебелью, Эбен увлекается изготовлением сложных составных предметов с секретами и сюрпризами. Вместе со своим братом-краснодеревщиком Симоном Эбеном он приезжает в Париж, по-видимому, в сороковые годы XVIII века. Здесь он женится в 1749 году на дочери краснодеревщика Лакруа. В 1751 году поступает в придворную мастерскую Шарля-Жозефа Буля, внука знаменитого мастера второй половины XVII века. В 1754 году, после смерти Буля, к Эбену переходит его звание "королевского мебельщика". Отныне Эбен сам становится владельцем большой мастерской, где работают многие выдающиеся краснодеревщики того времени (Ж. — Ф. Леле, М. Карлен, Ж. — А. Ризенер и другие). За недолгий срок работы у Буля Эбен сумел перенять не только виртуозную технику деревянного набора, но и столь присущие лучшим мастерам французского декоративного искусства вкус и чувство меры.
XVIII век — время большого подъема французского мебельного искусства. Бесконечно разнообразны новые формы и виды мебели, высшей степени совершенства достигает техника. Мебель изготовлялась и резная (преимущественно кресла, стулья, диваны и столы-консоли), и наборная (маркетри). Для набора употреблялось около ста сортов цветных пород дерева, большая часть которых привозилась из заморских стран. Эпоха рокайля была временем утверждения и совершенствования техники маркетри в мебели. Важную роль в декоре мебели маркетри играла также бронза.
Эбен быстро прославился как талантливый мастер набора. Его работы отличались красотой рисунка и тщательностью исполнения; бронзы для его мебели исполнялись лучшими мастерами — Каффиери, Форестье и другими. Славе Эбена способствовали также его способности механика и знание работы по металлу. Эбен снабжал свою мебель всяческого рода механическими приспособлениями, секретами и сюрпризами. К сожалению, большинство его подписных работ не сохранилось, так что слава Эбена для нас остается в известной мере легендарной. Но немногие дошедшие до нас произведения мастера восхищают изяществом линий и виртуозностью наборной работы. В формах и декоре мебели нашли яркое отражение изменения стиля во французском искусстве. Эбен был мастером переходного времени. Он пришел во французское искусство, когда грациозно-капризный стиль рококо, достигнув своего апогея, начинал клониться к закату. На изделиях Эбена выразительно прослеживается эволюция стиля в середине восемнадцатого столетия. На протяжении десяти с небольшим лет мастер переходит от изящно выгнутых рокайльных форм к строгим линиям классицизма.
Одной из специальностей Эбена были вошедшие в моду цилиндрические бюро, которые он также снабжал различной "механикой". В 1760 году мастер начинает работу над таким бюро для короля Людовика XV. Он работал над ним три года. За это время была окончательно выработана его форма, закончен деревянный остов и по модели скульптора Дюплесси исполнены бронзовые украшения. Но в 1763 году Эбен умирает. Бюро было завершено его учеником Ж. — А. Ризенером в 1769 году. Бюро Людовика XV считается по праву одним из замечательнейших образцов французской мебели. Характерны его плавные контуры: рокайль, но уже смягченный. Прекрасно найдены пропорции. Великолепно задуманный Эбеном декор превосходно осуществлен его учеником. В настоящее время этот шедевр двух больших мастеров французского мебельного искусства экспонируется в Версальском дворце.