10.12.2012

Эйнманн, Эдуард Янович (1913-1982)

Творчество старейшего графика Советской Эстонии, народного художника Эстонской ССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Эдуарда Яновича Эйнманна хорошо знакомо советскому зрителю.

Графика всегда играла важную роль в эстонском искусстве, а жанру портрета отводилось в ней почетное место. Достаточно вспомнить, что одним из основоположников эстонской графики XX века был портретист Н. Трийде. Эйнманн художественное образование получил в Таллинской государственной школе прикладного искусства, где прошел школу рисунка у П. Рауда и А. Янзена. Эти замечательные мастера привили будущему художнику убеждение, что главной целью рисунка является умелое воспроизведение натуры.

Эйнманн родился в крестьянской семье. Склонность к рисованию он проявил очень рано, поступив в школу прикладного искусства и закончив ее с отличием. Но в условиях буржуазной Эстонии художнику трудно было найти работу. Он возвращается в деревню, где занимается крестьянским трудом. Только в 1941 году, после восстановления в Эстонии Советской власти, Эйнманн завершил образование в Высшей художественной школе в Таллине. Но в конце 1941 года Эстония была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Эстонские художники были эвакуированы тогда в советский тыл, в Ярославль. Эйнманн принимает участие в организации центрального события в жизни эстонских художников военных лет — выставки 1943 года, посвященной 600-летию восстания против немецких завоевателей в Юрьеву ночь 1343 года. В ту пору Эйнманн еще не выбрал свой вид искусства, свой жанр. Он выступает и как живописец, и как график, пишет натюрморты, жанровые и тематические картины. На выставке 1943 года он был одним из тех, кто показал произведение на современную тему, отмеченное высоким гражданским звучанием, — картину "Взятие в плен подполковника фон Засса эстонской частью под Великими Луками" (написана совместно с Э. Окасом).

Все же определяющим для дальнейшего творческого пути Эйнманна было другое. Художник много бывал на фронте, на местах боев. Итогом фронтовых впечатлений стали многочисленные зарисовки — освобожденные города и фронтовые дороги, эпизоды сражений и сцены фронтового быта. Но в первую очередь — портреты. Портреты художников-воинов, бойцов, офицеров. Именно тогда Эйнманн окончательно определил свою главную тему.

Когда осенью 1944 года Эстония была освобождена от фашистов, Эйнманн сразу же возвращается на родину и посвящает себя самой разнообразной деятельности — творческой, педагогической, организаторской. Художники, вернувшиеся из Ярославля, образовали ядро формирующегося Союза художников Эстонской ССР, и Эйнманн становится руководителем Союза. Тогда же художник обретает творческую зрелость и прочно занимает одно из ведущих мест в советской эстонской графике. Графика Эйнманна достигает большой глубины проникновения в образ, обретает зрелую простоту формы. Конечно, искусство Эйнманна менялось в течение десятилетий, все больше оттачивалось мастерство, но основные качества его искусства остаются неизменными — верность натуре, точность рисунка. Эйнманн видит и умело передает неповторимые особенности портретируемого.

Выбор моделей у Эйнманна разнообразен — это родные и близкие друзья и те, кто привлекли его внимание во время поездок по стране и за рубежом.

Художник блестяще использует все выразительные возможности линий. Штриховка у него отличается большой свободой. Своеобразие графического почерка сразу же позволяет отличить рисунок Эйнманна от произведений других мастеров. Графические приемы Эйнманна многообразны, так, график охотно обращается к цвету, используя акварель и гуашь, работая сангиной и пастелью.

В портретах Э. Я. Эйнманна, подкупающих своей простотой, ясностью и сдержанным благородством, отражена любовь художника к человеку, его внутреннему миру, ставшим главной темой его творчества.

О. Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.