Альтдорфер, Альбрехт (1480-1538)
Произведения многих художников, работавших в Германии в XV-XVI веках, таких как Альтдорфер, Грюневальд, Бургкмайр, были почти забыты после их смерти, и только творчество гениальных Дюрера и Гольбейна всегда находилось в центре внимания последующих поколений. Культура Германии, Нидерландов и Франции этого времени, вошедшая в историю искусства под термином "Северное Возрождение", возникла, так же как в Италии, в результате коренных экономических и политических изменений. Они были связаны с ростом свободных городов, сменой феодального строя более прогрессивным буржуазным, развитием торговли и промышленности, изменившими мировоззрение людей. Новое отношение человека к миру стало основой для создания ренессансной культуры, но в странах Северной Европы были свои особенности, влиявшие на все сферы человеческой деятельности. Античное искусство, сыгравшее огромную роль в формировании итальянского Возрождения, здесь было почти неизвестно, но литература того времени получила самое широкое распространение благодаря высочайшему уровню книгопечатания и графики. Кроме того, религия активнее, чем в Италии, влияла на общественную жизнь Германии, объединяя людей в братства, утверждая их равенство перед богом. Итальянский гуманизм с его преклонением перед совершенной человеческой личностью и утверждением господствующего положения человека в мире не получил здесь широкого распространения. Эта проблема решалась с других позиций — человек часть вселенной, они едины и неразрывны. Поэтому пейзаж занимал в творчестве художников Северного Возрождения не менее значительное место, чем человек. Особенно пристальное внимание к природе характерно для живописцев так называемой Дунайской школы (термин появился в начале XX столетия). Так стали называть мастеров, работавших на юге Германии, в городах, расположенных по берегам Дуная: в Пассау, Регенсбурге, Линце. К этой школе принадлежал и Альбрехт Альтдорфер, наиболее талантливый среди них. Он был сыном художника и, судя по документам, родился в 1480 году. В архиве Регенсбурга хранится грамота, по которой в 1505 году Альтдорфер получил права гражданина города, позднее его избрали в городской Совет и главным архитектором Регенсбурга. Неизвестно, у кого он учился, возможно, в мастерской своего отца. Ранних работ художника почти не сохранилось — всего несколько гравюр с изображением апостолов, предназначавшихся для украшения молитвенников.
Первые достоверные произведения живописца относятся к 1500 году. Совершенно особое место в его творчестве занимали рисунки, выполнявшиеся не как подготовительные наброски для картин, а как самостоятельные произведения. Они рисовались на цветной бумаге, для чего лист покрывался коричневато-красным, зеленым или фиолетовым тоном, а композиции выполнялись белилами, нанесенными тонкими штрихами, тени передавались черной тушью. Как рисунки, близкие к живописи, так и более графические, выполненные пером, занимали значительное место в творчестве художника, иногда даже вытесняя живопись. Альтдорфер одним из первых стал придавать самостоятельное значение этому виду графики. Тематика их была самой разнообразной, библейские сюжеты не всегда главенствовали, довольно часто обращался художник к изображению пейзажа и светских сцен. "Любовная пара под деревом" (бумага, перо) представляет рыцаря в фантастическом шлеме, украшенном роскошными перьями, и его возлюбленную сидящими на склоне холма. Рядом поднимается ствол дерева, за ним видны густые кроны леса, в глубине — несколько строений. Влюбленные не занимают центрального места в композиции, они как бы часть окружающей их природы. В другом рисунке "Ведьмы" представлена фантастическая сцена ночного праздника нечистой силы. И бурно жестикулирующие, с распущенными волосами колдуньи на первом плане, и мощные деревья, ветви которых напоминают когтистые лапы, динамичная поверхность скал, по которой несутся обнаженные ведьмы, сидящие верхом на длиннорогих козлах, — все переплетается в хаотическом вихре. Этот рисунок необыкновенно красив по цвету и композиции: на коричнево-красный фон нанесены белилами тонкие, прерывистые линии.
Альтдорфер, как и другие художники Дунайской школы, придавал пейзажу как среде обитания людей особенно большое значение. В картине "Рождество Христа" событие происходит среди руин старого замка. Иосиф светит ангелам, сбрасывающим связки соломы, свет фонаря падает на Марию, стоящую на коленях перед маленьким Христом, все это вместе с таинственным сиянием ночи, придает романтическое настроение происходящему. Картина была одной из первых ночных сцен в немецком искусстве, позднее ставших наиболее распространенными. И художник неоднократно обращался к изображению ночи и в религиозных, и в светских полотнах. Почти все произведения Альтдорфера отличаются очень тонким колоритом. Его картины, небольшие по размеру, написаны маленькими квадратными мазками, создающими подвижную цветовую поверхность. Они были рассчитаны на близкое разглядывание, любование красотой цветовой поверхности, изяществом линий. Современников привлекало не только высокое мастерство исполнения картин, но и необычайная, немного сказочная, немного волшебная атмосфера, царящая в них. В "Рождестве Христа" красота ночи сообщает некоторую загадочность всему происходящему. "Семейство сатиров" чаще называли "Пейзаж с семейством сатиров", что точнее раскрывало замысел мастера, поскольку главным героем картины здесь является мир природы. Лесные божества расположились на опушке леса, их обнаженные тела так же сильны и выразительны, как деревья и травы вокруг них. Колорит построен на традиционном сочетании цветов: на первом плане теплые коричнево-охристые краски земли сочетаются с зеленью леса, а в глубине изображены холодные голубовато-синие горы и над всем царит огромное небо. Такое распределение цвета позволяло создать иллюзию реального пространства и передать состояние мира теплым солнечным днем. Сюжет полотна не совсем ясен, так как неизвестен его литературный источник.
Главным произведением Альтдорфера, воплотившим все его многолетние художественные поиски, стал алтарь в монастыре св. Флориана, расположенном недалеко от города Линц. Это было монументальное сооружение около трех метров в высоту и четырех в ширину, украшенное скульптурой, живописью и рельефами. До нашего времени сохранились створки, расписанные художником. В будние дни во время службы алтарь держали закрытым, и были видны только четыре композиции, посвященные мученической смерти св. Себастьяна. В воскресенье его раскрывали, и появлялось восемь сцен, повествующих о страданиях Христа, открывавшихся "Молением о чаше", далее следовали "Взятие под стражу", "Христос перед Каиафой". Во всех трех композициях действие происходит ночью. Они написаны крупными локальными цветовыми пятнами, звучавшими напряженно среди ночного мрака. Во "Взятии под стражу" свет горящих факелов, холодный блеск луны пробегают по многочисленной толпе, отражаются в металлических шлемах стражников, создают зловещую атмосферу. В "Бичевании Христа", "Короновании тернием " колорит спокойнее, дневное освещение смягчает интенсивность цвета, но композиции подчеркнуто динамичны. Художник преувеличивает жестикуляцию, позы, раскрывающие самые разнообразные чувства: любопытства, удовольствия при виде страдающего Христа. Стражники, палачи выступают здесь как олицетворение зла вообще, царящего в мире. И среди них едва заметна покорная фигура Иисуса — это не благородный герой итальянского Возрождения, а глубоко страдающий человек, окруженный злобными преследователями.
По заказу баварского герцога Вильгельма IV Альтдорфер написал свою самую необычную картину "Битва Александра Македонского с Дарием". На полотне представлено подобие вселенной, где в битве сходятся тысячи людей, колышутся знамена, выступают пики, падают убитые. И над всем царит огромное космическое пространство, в котором теряются фигурки сражающихся. Философ Фридрих Шлегель писал: "Как смогу я описать то изумление, которое охватило меня при взгляде на эту картину. Я оказался в положении человека, которому была известна грациозная поэзия итальянцев и которому вдруг открылся волшебный мир образов Шекспира".
Многогранное творчество Альтдорфера было одной из самых ярких страниц в истории немецкого Возрождения.