10.12.2012

Цвирко, Виталий Константинович (1913-1993)

"Не понимаю живописцев, добровольно лишающих себя главной радости творчества — работы на воздухе, в поле, в лесу", — так выразил однажды свое творческое кредо замечательный белорусский живописец Виталий Константинович Цвирко. Художник работает в разных жанрах — пейзаже, натюрморте, тематической картине, обращается к различным техникам — маслу, акварели, темпере, пробовал свои силы и в монументальной живописи, но тема у него одна — неповторимая красота природы родной Белоруссии.

Будущий художник родился в селе на Гомельщине, в семье сельских учителей, где любили книги и изобразительное искусство. Изначальная любовь к родной земле, прививаемый с малых лет художественный вкус, годы учения в Московском художественном институте (ныне институт им. В. И. Сурикова) у таких выдающихся мастеров, как С. В. Герасимов и И. Э. Грабарь, определили высокое художественное и этическое качество произведений Цвирко.

Цвирко рос и формировался как художник очень быстро. Уже в 1934 году, двадцатилетним юношей, он показывает свои работы в Минске на выставке "Художники Минска за 15 лет", а затем и на выставке белорусского искусства в Москве.

Много и интенсивно работает художник в годы Великой Отечественной войны, когда вместе с Московским художественным институтом находится в эвакуации в Самарканде. И все же экзотическая среднеазиатская природа не оставила особенно заметного следа в его творчестве. Цвирко влечет в родные места. В 1944 году он возвращается в Белоруссию и создает произведения, которые являются живым откликом на недавно минувшие героические события, — серию портретов героев партизанского движения, тематические картины "Немцев ведут" и "Непокоренные". Все же именно пейзаж неодолимо тянет к себе художника, и Цвирко делает попытку воспринять минувшее через природу, написав серию пейзажей исторических мест борьбы белорусского народа с фашизмом.

Послевоенное пятнадцатилетие — особый этап в творчестве Цвирко. В ту пору в его искусстве, как и у многих советских художников, отчетливее всего звучат две ноты — оптимистическая и лирическая. Первая — в сюжетных картинах ("Жизнь возрождается", 1949), вторая — в пейзажах, которые с этого времени доминируют в творчестве мастера. Художник любит осень, весну и пасмурную зиму — те состояния природы, когда ее краски особенно многосложны, нюансированы. Летних пейзажей у него меньше: контрастность, яркость, определенность цвета, присущие лету, мало привлекают внимание художника. Темы картин просты и камерны ("Вечерний мотив", 1946; "Март", 1954); они увидены со столь близкой точки зрения, что, кажется, шаг — и можно будет войти в этот скромный и вместе с тем возвышенно-поэтический мир. В непритязательности мотивов, в стремлении к цельности впечатления, возвышенной простоте сказались уроки замечательного мастера пейзажа С. В. Герасимова. А через него — и традиции русского реалистического пейзажа.

Но уже в 50-е годы у Цвирко наметилось стремление к работе в ином масштабе. Картины "У мельницы" (1954),"Белорусский пейзаж" (1956) были первыми попытками создать произведение обобщающего характера, заменить скромный уголок родной земли эпическим образом Белоруссии. В произведениях 50-х годов стремление к монументальному образу природы сочеталось с известной детализированностью манеры письма. Новый, особенно плодотворный этап творчества Цвирко открывается картиной 1960 года "Родные дали". Сильно вытянутая по горизонтали композиция с низким горизонтом, далевая точка зрения придают пейзажу панорамный характер. Постепенно, на протяжении 60-х годов, далевая точка зрения соединится с высоким горизонтом, отчего появятся ощущение парения над землей и характерная для картин художника многоплановость.

Нередко о 60-х годах говорят как о "графическом" периоде в творчестве художника. Действительно, плотный, пастозный мазок более ранних произведений сменяется в это время своеобразными росчерками кисти.

Именно в 60-е годы Цвирко наиболее плодотворно развивает традиции И. Э. Грабаря. Они — в свободе письма, в пристальном внимании к взаимоотношениям цвета и света, рефлексам и цветным теням, в самой цветности полотен художника. Об интересе к цвету свидетельствуют уже сами названия произведений: "Голубые тени" (1965), "Голубое дыхание" (1971), "Розовый вечер" и "Сиреневый вечер" (оба — 1979). Когда же эта новая живописная манера сочетается с камерными мотивами, то возникают образы самого высокого лирико-эпического звучания.

Цвирко очень много путешествует. Он исходил с этюдником всю Белоруссию — и потому столь разнообразны и неповторимы мотивы его полотен. Ощущение свежести, непосредственности — едва ли не самое обаятельное качество работ белорусского художника. Особенно ярко это проявляется в акварели, к которой постоянно обращается мастер. Большие картины Цвирко — результат натурных штудий и последующей переработки мотива в мастерской. И все же впечатления большой разницы между этюдом и законченным произведением не возникает. Сохранить свежесть первого впечатления — одна из главных задач, которую ставит перед собой художник.

Цвирко, безусловно, прежде всего пейзажист. Однако в 70-е и 80-е годы в его творчестве все большее место начинает занимать натюрморт. В натюрмортах творения природы и продукты человеческого труда пребывают в единстве и гармонии — точно так же, как в пейзажи Цвирко органично вписывается со своей созидательной деятельностью человек. Натюрморты художника просты и безыскусны. Нередко вводя в картину участок неба, увиденный через окно ("Натюрморт с птицами", 1982), Цвирко наводит своей картиной на раздумья о малом, соразмерном человеку, и большом мирах, их неразрывной связи.

Уже долгое время художник занимается педагогической деятельностью, передавая своим ученикам любовь к природе, к пейзажному жанру.

Творчество Виталия Константиновича Цвирко получило заслуженное признание: он является народным художником Белорусской ССР, лауреатом Государственной премии Белорусской ССР, кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

О. Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.