де Латур, Морис Кантен (1704-1788)
Искусство Мориса Кантена де Латура — одного из выдающихся французских художников XVIII века — знаменовало новый этап в развитии портретной живописи. Одним из первых он утвердил значение человеческой личности, стремление к простоте и естественности. Новая концепция портретного искусства Латура противостояла господствующим в то время парадным и "мифологическим" портретам, где за изяществом и роскошью туалетов, пышностью драпировок, обилием аксессуаров исчезало представление о самом человеке как личности, индивидуальности. А для Латура именно в этом заключалась суть задачи портретиста. Созданная им обширная портретная галерея его современников, среди которых люди разных социальных слоев общества, с огромной образной силой характеризует эпоху, ее идеалы и стремления.
Латур родился в 1704 году в небольшом городке Сен-Кантен. О годах его ученичества существуют лишь отрывочные сведения. С 1724 года он обосновался в Париже и начал серьезно работать в области пастели. По-видимому, интерес к этой технике появился у него под влиянием произведений итальянской художницы Розальбы Каррьера, которая во время своих приездов в Париж буквально покорила французов. Известно, что Латур копировал ее пастели (две такие копии сохранились), увлеченный их живостью и остротой выражения. Но, по мысли современников, Латур "лучше рисует, и, что не свойственно итальянке, он почти не пренебрегает сходством".
В 1737 году художник выставил в Салоне несколько своих портретов и сразу же стал знаменитым. Уже в ранних портретах Латура легко заметить пристрастие художника к определенному типу людей — активных, увлеченных, излучающих ум и жизненную энергию. Чувствуя себя легко и непринужденно, его герои активно общаются со зрителем — улыбаются, вступают в спор, просто беседуют. "При виде этих портретов, — писали известные художественные критики XIX века братья Гонкур, — вас охватывает странное впечатление, которое вы не получите ни от какой другой живописи прошлого: все эти головы поворачиваются, чтобы на вас посмотреть, все глаза вас разглядывают... Подлинно говорящий XVIII век!"
Эта живость выражения, может быть, одно из самых притягательных свойств латуровских портретов. В них воплотилось новое понимание пластики, свойственное XVIII веку — веку, открывшему красоту и выразительность движения, многообразие нюансов в положении тела, головы, рук, изменчивость поз и жестов — то, что с таким мастерством воплотил в своих картинах и рисунках еще Антуан Ватто.
В 1742 году Латур создал одно из лучших своих произведений — "Портрет аббата Юбера". Здесь, в отличие от других портретов, герой изображен не сам по себе, а в определенном окружении, которое помогает глубже проникнуть в мир этого человека. Мы видим полутемную комнату, стол, заваленный книгами, горящие свечи и аббата Юбера, погруженного в чтение "Опытов" Монтеня, как это явствует из названия книги. Кажется, что его некрасивое лицо на наших глазах преображается, озаряется светом ума. Чуть шевелятся губы, дрожат веки, кривится в усмешке рот, движутся руки, переворачивая страницы. Весь во власти прочитанного, аббат Юбер исполнен разнообразных чувств — он восхищается, иронизирует, сомневается, спорит. В нем чувствуется полемист, готовый ринуться в бой, вольтерьянец, типичный герой той эпохи, когда все подвергалось анализу и критике с позиций разума.
В начале сороковых годов Латур переходит от погрудных или поколенных портретов к фигурам в рост, от камерных изображений к картинам большого размера. Некоторые его пастели достигали свыше двух метров высоты и полутора метров ширины. Но и в этих парадных портретах художник остается реалистом, стремится к объективности, к критическому анализу своих моделей, даже если они занимают высокое положение в свете. За канонической маской светской любезности Латур — тонкий психолог — умел разглядеть подлинную сущность человека. Это прекрасно понимали современники художника, отмечая, что в его портретах — "сходство, сила, правда и жизнь".
Подлинные шедевры портретного искусства Латура были созданы в середине века. В это сложное для Франции время резко обострились общественные отношения, на арене истории появились новые герои — просветители, подвергавшие резкой критике монархические устои, боровшиеся за торжество Разума, Равенства и Братства людей. В Салоне 1753 года Латур представил восемнадцать портретов ученых, философов, артистов — людей, прославивших Францию, близких ему по духу и убеждениям. Современники увидели в этом определенную гражданскую позицию художника. "Его любовь, его рвение к славе нации позволили ему прибавить к бессмертию сочинений наших авторов бессмертие их портретов", — так отозвался о Латуре известный художественный критик Лафон де Сент Иен.
В портретах 50-х годов Латур воплотил новых героев того времени — людей умных, волевых, способных к действию. Таков его Даламбер — блистательный философ и полемист, один из авторов "Энциклопедии". Его лицо оживлено движением мысли, иронической улыбкой. Глядя в упор на зрителей, он словно спорит с невидимым собеседником. Портрет-беседа, диалог, типичный для Латура, утвердится позже во французском искусстве и не только в живописи, но и в скульптуре, — вспомним портреты Ж. — А. Гудона. К пятидесятым годам относятся и лучшие подготовительные наброски Латура, которые обладают самостоятельной эстетической ценностью и иногда более остро, чем законченные портреты, раскрывают характер изображенных людей. С таких подготовок Латур начинал свое знакомство с моделью. В них прелесть первого, живого и непосредственного ощущения. Среди них особенно выразительны женские образы — певицы Мари Фель, балерины Камарго, актрисы Жюстины Фавар. Для каждой из них Латур находит строго индивидуальную форму выражения, в которой воплощаются их внешний облик и характер. Так, лицо Мари Фель дано крупным планом, почти фронтально, и проработано во всех деталях. Художник явно любуется своеобразной красотой своей модели, овальным разрезом ее темных, бархатных глаз, ритмически повторенных в полукружиях бровей, нежностью кожи, всем ее мягким и женственным обликом. Для Жюстины Фавар — резкой, грубоватой, насмешливой, он ищет иные средства выражения: энергичные штрихи, острый динамичный рисунок. Особенно же выразительны резкий поворот головы, движение глаз, улыбка, благодаря чему образ обретает искрометность и темпераментность.
Латур продолжал работать и в шестидесятые годы, создавая прекрасные портреты вроде "Нотариуса Ледегива" (1761) и серии автопортретов. Последние двадцать лет своей жизни из-за тяжелой болезни работал мало. В 1784 году художника перевезли в его родной город Сен-Кантен, где горожане встретили своего знаменитого земляка звоном колоколов. Но Латур уже не мог на это реагировать. Через 4 года, в 1788 году, там же, в Сен-Кантене художник скончался.
Морис Кантен Латур был личностью значительной. Как и герои его портретов, он воплощал собой черты, типичные для того времени, — независимость суждений, презрение ко всяким условностям, гордое сознание своей талантливости, значимости своей деятельности. Современники отмечали широкую образованность Латура, его интерес к разным наукам. Так, Дидро, хорошо знавший художника, писал: "редкий человек этот Латур: он берется за поэзию, мораль, теологию, метафизику и политику".
Склонный к теоретическим рассуждениям, как и многие художники XVIII столетия, Латур оставил много ценных мыслей об искусстве. Особенно интересны его "Размышления о живописи, моем жанре и его трудностях", изложенные в письме к маркизу Мариньи 1 августа 1763 года, где Латур выступает поборником правды, ратует за необходимость изучения природы, натуры, говорит о сложностях портретного искусства. Из этого письма мы узнаем, как мучительно создавались его портреты: "сколько трудов, сколько вариантов, сколько мучений", — писал Латур, а ведь кажется, что они сделаны на одном дыхании.
Латур был счастливым художником. Его высоко ценили и современники, и потомки.