10.12.2012

Каменский, Федор Федорович (1838-1913)

Середина XIX века стала переломным моментом для русского искусства. Происходившие в стране общественные преобразования, связанные с реформами 1861 года, вызвали к жизни новое направление в изобразительном искусстве — идейный реализм, представителями которого стали художники-передвижники. Критический реализм с его любовью к бытовому жанру, ясно выраженной гражданской содержательностью образа позволял художнику с предельной остротой выявить гражданский смысл, заложенный в сюжете. Для искусства передвижников, где явно преобладала сюжетная сторона, скульптура оказалась малопригодной в силу своих формальных свойств. Среди немногих скульпторов, экспонировавших свои произведения на первых выставках Товарищества, можно назвать имя Федора Федоровича Каменского.

Пребывание Каменского в Академии художеств приходится на 1850-е годы. Его учителями были лучшие русские скульпторы того времени: Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт. В 1857 году его академическая программа "Ахиллес влачит тело Гектора" была удостоена второй золотой медали, а в 1860 году за рельеф "Возвращение Регула из Рима в Карфаген" Каменский получил большую золотую медаль и звание классного художника первой степени, за которым, спустя три года, последовало заграничное пенсионерство. Почти шесть лет художник пробыл в Италии, где изучал технику рубки по мрамору. В колонии русских художников во Флоренции он сблизился со многими художниками-пенсионерами и в том числе с Г. Г. Мясоедовым и уже получившим широкую известность портретиста и автора картин на исторические и библейские сюжеты Н. Н. Ге.

Первым произведением молодого художника, которое приобрело необычайную популярность, стал "Маленький скульптор" (1862, гипс, ГТГ), переведенный во время пребывания в Италии в мрамор (1863, ГРМ). Скульптор Илья Гинцбург вспоминал, что эта работа показалась ему "прекрасной" и он "мечтал о таком же скульптурном жанре". В этой небольшой вещи Каменский, попытавшийся представить реальный жизненный тип, явился продолжателем традиций своего учителя Н. С. Пименова, одним из первых привнесшего в русское искусство народный образ. Его "Парень, играющий в бабки" заставил Пушкина воскликнуть: "Слава богу! Наконец и скульптура в России явилась народная".

"Этот милый ребенок, — писал В. В. Стасов о "Маленьком скульпторе" Каменского, выставленном на академической выставке, — является не только грациозной статуей, но еще чем-то более важным: он является менее других академической отвлеченностью, не принадлежащий никакому времени, ни месту, ни лицу, ни характеру. Он был уже в известной степени в самом деле крестьянским мальчиком". Стасов хотел верить что с этой вещи Каменского начнется поворот к "разрыву с пустым и скучным идеальничанием" в скульптуре, который уже намечался в живописи. Но, несмотря на все попытки скульптора уйти от академической отвлеченности и стремление к реалистической трактовке фигурки мальчика, ему трудно преодолеть некоторую сглаженность в приемах лепки и избежать излишней идеализации.

Представив в 1866 году на суд русской публики свое новое произведение "Вдова с ребенком" (гипс, ГРМ), выполненное им в Италии, скульптор окончательно сформулировал свою творческую позицию в искусстве, заявив, что считает реализм в скульптуре "первым условием для удовлетворения требований нашего времени". "Вдова", за которую в 1868 году скульптор получил звание академика, встретила горячее одобрение критики. "Смелость Каменского удивительна!" — заговорили публика и журналы. "Он осмелился вместо богов и богинь, с их пленительной наготой, изображать горе какой-то овдовевшей титулярной советницы, — писал Стасов. — Каждого, понимающего новое искусство, должно сильно радовать внимание, тот же час устремленное публикою на работу Каменского". Однако обращение к новым сюжетам, столь высоко оцененное современной критикой за их явно выраженный социальный подтекст, не позволяет скульптору как в этой, не лишенной сентиментальной умиленности сцене, так и в дальнейших работах, оторваться от нарочитой условности изображаемого. Согласно академическим правилам, его персонажи по-прежнему красивы и даже манерны.

Не имея возможности, в силу формальных свойств самой скульптуры, изобразить социальные и сюжетные конфликты, получившие столь широкое распространение в живописи передвижников, Каменский обращается к аллегории. Характерный пример тому — самая знаменитая работа скульптора "Первый шаг" (1872, мрамор, ГРМ), выполненная в гипсе в 1869 году. Обыкновенная сценка — мать, наблюдающая за первыми неуверенными шагами своего малыша, — стала сложной аллегорией движения России по пути прогресса и демократизации общества, символы которых — игрушечный паровозике надписью "прогресс" и карандаш, с которого со временем стерлось красовавшееся на нем слово "свобода". В довершение композиция усложнялась не дошедшим до нас громоздким пьедесталом, который покрывали рельефы с изображением сельской местности, набережной Невы, заставившие даже Стасова признать тенденциозность и нарочитость искусственно построенного "рассказа". "Тут не простой ребёнок, тут не просто шаг какого-то Миши или Пети, а нынешнего человечества, нынешней Европы, и вот отчего у ребеночка такой неребячий вид, а вид какого-то Наполеона в зародыше, вот отчего у него такое насиженное надуманное выражение" — писал критик.

Для характеристики творчества Каменского, равно как и большинства скульпторов тех лет, существенно рассмотрение не только сюжетных сторон их произведений, но и отношения их к материалу скульптуры. Середина XIX века была временем упадка искусства лепки и ваяния, сопровождавшимся полным игнорированием свойств материала. Мрамор, диктующий монолитность формы, у Каменского весь испещрен дырами и прогалами.

Творческий подъем 60-х годов, когда Каменским были созданы не только широко известные произведения бытового жанра, но и целый ряд портретов, в том числе живописца Ф. И. Бруни и Т. Г. Шевченко (оба — бронза, 1862, ГРМ), сменяется постепенным спадом художественной активности. Избираемые им сюжеты становятся все менее и менее значимыми, его маленькие рассказы в скульптуре нередко превращаются в пасторальные сценки вроде "Девочки-грибницы" или "Детей под дождем". Популярность художника падает, Академия не удостаивает его долгожданного звания профессора. В довершение на скульптора обрушивается семейная трагедия: при родах умирает жена, оставив новорожденную дочь. Это событие заставляет Каменского принять серьезное решение, коренным образом изменившее его судьбу. Он навсегда покидает родину. В 1870-1872 годах художник живет во Флоренции, а в 1873 году едет в Америку.

О жизни скульптора на чужбине документально известно мало. Первые годы Каменский живет в штате Канзас, где состоит членом трудовой коммуны. С 1881 года до своей кончины 13 августа 1913 года Каменский живет во Флориде, в городе Клеруотер. Долгие годы он не прикасался ни к глине, ни к мрамору. И только на склоне лет вновь возвратился к художественному творчеству, организовав в доме скульптурную мастерскую. Имеются сведения, что им был выполнен ряд портретов и рельефов для русского отдела Всемирной выставки в Чикаго 1893 года.

Более известна последняя работа скульптора — композиция "Мир" (1908 -1913). Основную смысловую нагрузку здесь несет пьедестал, на котором покоится скульптурная группа, представляющая семью рабочего. Художник попытался представить историю всего человечества, снабдив ее не только обилием аллегорических и уточняющих деталей, но и множеством надписей. Каменский, воспитанный на идеалах искусства 60-х годов, вслед за Крамским видевший призвание художника в критике общественных явлений, полвека спустя вернулся к социально-политическим идеалам, волновавшим русское общество того времени, когда он, тогда еще молодой скульптор, был одним из первых, кто попытался внести реалистическую ноту в скульптуру.

Н. Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.