10.12.2012

Прибиш, Рудольф (1913-1984)

Словацкий скульптор Рудольф Прибиш оказался в числе тех деятелей искусства Чехословакии, которым довелось закладывать основы новой, социалистической культуры республики. Вместе с Йозефом Косткой и другими прославленными чехословацкими скульпторами он входил в число художников "поколения 1909", учившихся во второй половине 30-х годов в Академии художеств в Праге. Эта группа сыграла решающую роль в сложении национальной школы скульптуры Чехословакии.

Рудольф Прибиш, родившийся в семье пряничника в словацком городке Райце, после окончания гимназии в Тренчине в 1931 году поступил на медицинский факультет Карлова университета в Праге. Однако через три года, поняв неправильность избранного им пути, он прекращает занятия медициной и в 1935 году начинает учебу в Академии художеств в Праге. Прибиш становится учеником профессора Отакара Шпаниела — скульптора реалистической ориентации, прославленного мастера медальерного искусства. Во время обучения в Академии Прибиш работает в основном в рельефе, постигая тайны соотношения плоскости и скульптурной формы, выступающей над ней. Очевидно, в интересе к рельефу сказался авторитет его учителя.

Годы, проведенные в Академии, были важны для будущего художника и для выбора собственного пути в искусстве. Как и многие ученики Академии, он стремился отойти от догм немецкого и австрийского искусства, зависимость от которого долгое время тормозила развитие национального искусства Чехословакии. Эта зависимость, наряду с художественными причинами, была определена и политическим характером: до 1918 года страна входила в состав Австро-Венгерской империи. Независимое существование Чехословацкой республики оказалось недолгим. В 1939 году, в результате Мюнхенского сговора, страна оказалась разделена: в Чехии установилась власть гитлеровских оккупантов, а в Словакии — местных фашистов. Это послужило причиной прекращения обучения словацких художников в Пражской Академии.

С 1940 года Рудольф Прибиш живет в Братиславе. Его попытки продолжить обучение в Риме и Вене в связи с начавшейся второй мировой войной заканчиваются неудачей. В эти годы в творчестве художника, продолжавшего активную работу, намечаются новые тенденции. На смену первоначальной тяге к рельефу приходит интерес к круглой скульптуре. Композиции начала 40-х годов полны драматизма и экспрессии. В них нашли отражение размышления художника о судьбе родной страны, о жизни вообще. В целом творчество художника проникнуто антифашистским, гуманистическим пафосом.

В 1944 году Прибиш принимает участие в Словацком национальном восстании, а после освобождения страны включается в деятельность по культурному возрождению Словакии, принимая участие во всех мероприятиях налаживающейся художественной жизни. Вместе с Петром Матейкой он становится одним из основателей "Группы художников имени 29 августа", на выставках которой художник экспонирует свои произведения после 1945 года. С 1950 года Прибиш ведет постоянную педагогическую работу в Высшей школе изобразительного искусства в Братиславе, где возглавляет мастерские скульптуры и монументального рельефа.

Творчество художника конца 40-х — начала 50-х годов характерно отказом от динамики и экспрессивности суровых военных лет, на смену которым приходят поэтичность, лиричность трактовки. С этого времени в его произведениях неизменно преобладают ничем не нарушаемые гармония и покой.

В эти годы в стране создается большое количество памятников, в первую очередь посвященных победе чехословацкого народа. Гражданская тематика, прославление личности, отдающей себя на благо общества, становятся ведущими в творчестве скульптора. В 1946 году Прибиш был удостоен второй премии за проект Памятника освобождения в Братиславе, а в 1948 году был отмечен его проект оформления новой ратуши в столице Словакии.

В 1951 году открылся исполненный скульптором Памятник сопротивлению в Приевидзе, посвященный Словацкому национальному восстанию. Композиция памятника строится на сочетании горизонтального решения постамента, украшенного многофигурным барельефом, и вертикали взметнувшейся ввысь фигуры женщины с винтовкой и цветком в руках. Сохранившиеся многочисленные подготовительные работы свидетельствуют о стремлении скульптора придать монументу ясную, реалистическую форму, наполнить ее конкретным содержанием, отойти от первоначальной аллегорической отвлеченности и обобщенности. В 1955 году установлен Памятник освобождения в Жилине. Работа оказалась малоудачной, так как была полностью подчинена литературной традиции, прочно сковавшей пластику 50-х годов. Очевидно, это послужило причиной отказа Прибиша от дальнейшей работы в круглой скульптуре. Ему вспомнились удачные работы ранних лет, и он вновь с энтузиазмом начинает заниматься рельефом.

Наиболее известным произведением Прибиша, за которое в 1960 году скульптор был удостоен Государственной премии имени Клемента Готвальда, стал цикл рельефов для бронзовых дверей Памятника Советской Армии на братиславском холме Славин. В 1958 — 1959 годах Прибиш выполнил внешние бронзовые двери памятника. При работе над ними скульптор стремился к ясной гармонии, четкости скульптурного решения, соответствующего строгости архитектурного замысла.

Гладкий, нейтральный фон прямоугольной поверхности каждой из дверей разбит скульптором на восемь выступающих квадратов. В центре каждого из них помещена трехфигурная рельефная группа, своими очертаниями также приближающаяся к квадрату. Сами группы построены на соотношении сложного пространственного объединения человеческих фигур, выполненных как в барельефе, так и в горельефе. Единственным декоративным украшением дверей служит четкая графика написания букв текста, располагающегося по их периметру.

Геометрическая ясность решения плоскости дверей ритмически повторяется и в композиции всех восьми клейм. Переданные с максимальной приближенностью к конкретному событию, полные драматического содержания, сцены в клеймах отражают эпизоды освободительной борьбы словацкого народа. Таковы клейма "Прощание", "Перед боем", "Конец войны", "У партизан", "Пытки фашистов".

Внутренние двери памятника (1966 — 1967) решены в той же стилистике, что и внешние, но сюжеты их отнюдь не драматичны — это эпическое повествование о мирной созидательной жизни чехословацкого народа. Как и в рельефах внешних дверей здесь ощутимы глубина реалистической традиции, точная передача характеров людей и ситуаций.

Один из последних монументов Прибиша — Памятник освобождению в Дольнем Кубине (1965). Он решен в виде высокой стелы, украшенной барельефом с обнаженной женщиной — символом Победы. Начиная с этого памятника, Прибиш пытается разработать иную стилистику в своих монументах. Женская фигура памятника в Дольнем Кубине пронизана свободным движением полета, чувствуется стремление мастера к динамической композиции. Сходные задачи ставит скульптор и при работе над женской фигурой со знаменем для Памятника Словацкому национальному восстанию в Кунераде (1963-1964).

Много сил Рудольф Прибиш отдает медальерному искусству, в котором чехословацкие скульпторы добились больших успехов. Расширились жанры современного медальерного искусства, разнообразней стали его темы. Изменилась и пластическая сущность этого малого вида скульптурного искусства. Начиная с новых форм медалей, чехословацкие скульпторы обретают и новые принципы сочетания фона и изображения, плоскости и рельефа. Известны медали Прибиша, посвященные различным памятным событиям. Особенно интересны медали — "знаки достоинства" высших учебных заведений Словакии.

Рудольф Прибиш — художник ярко выраженной гуманистической направленности, художник-гражданин. Верный идеалам служения обществу скульптор в 1971 году заслуженно награжден почетным званием Народного художника республики.

Н. Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.