Флегель, Георг (1566-1638)
Говорить о натюрморте как самостоятельном явлении в западноевропейском искусстве можно лишь на рубеже XVI и XVII веков. До этого натюрморт если и появляется в станковых произведениях, то лишь как часть композиции. Особенно любили предметный мир нидерландские художники XV-XVI веков. Они мастерски передавали форму, фактуру, окраску предметов; порой составляли из них небольшие композиции, но не ставили перед собой цели написания самостоятельного натюрморта.
Уже в середине XVI века в нидерландском искусстве изображение рыночных сцен часто выдвигается на передний план даже в картинах религиозного содержания. Особенно отличался этим И. Бейкелар. Его современника П. Артсена можно просто назвать бытописателем антверпенских рынков. В конце этого же столетия появляются и первые самостоятельные фламандские натюрморты. И хотя им далеко до великолепия полотен Снейдерса и Фейта, в них уже ощутим дух чисто фламандской любви к изобилию и многообразию.
Несколько иными путями шло развитие натюрморта в Голландии, где художники хотели показать не столько разнообразие предметного мира, сколько через посредство вещей обратиться к человеку, к его внутреннему миру и социальному окружению.
В самой непосредственной близости с голландским искусством развивался немецкий натюрморт. Хотя в Германии этот жанр не получил такого развития, как в Голландии, и не стал одним из ведущих, в нем работали такие известные художники, как Георг Флегель, Абрахам Миньон и Кристоф Паудисс. Близость культур двух стран привела к тому, что немцы органически восприняли стиль голландцев, развили его в своих произведениях. Но в историческом развитии Германия оказалась в ситуации, отличной от голландской. Тридцатилетняя война и ее последствия привели страну в состояние экономической отсталости и политической раздробленности. Это не могло не сказаться на искусстве. Все попытки создать национальную школу, имевшие место в начале столетия, потерпели в этот период полный провал. Поэтому фигура Георга Флегеля выглядит на общем фоне художественного развития первой трети XVII века трагически. Усилия, которые направлял художник для создания национальной школы натюрморта, не получили у его потомков поддержки. И все же Флегеля можно назвать одним из художников, которые стоят у истоков развития европейского натюрморта.
Флегель родился в Ольмютце, но с начала 1590-х годов жил и работал во Франкфурте-на-Майне. Учился он в Нидерландах. Искусство этой страны сыграло определяющую роль в становлении мастера. Недаром он поддерживает свою связь с Нидерландами, уже живя во Франкфурте. Об этом свидетельствует его совместное творчество с Лукасом ван Валькенборхом, нидерландским пейзажистом: в его картинах он исполнял натюрморты.
Наиболее раннее датированное произведение мастера относится к 1594 году. В нем можно видеть уже вполне сложившийся выразительный язык художника, четко выработанные приемы композиции и цветового построения в картине. Флегель стремится сочетать цвет и пространство, создать впечатление глубины, реальности предметов, их осязаемости. Избираемые им предметы более или менее повторяемы. В основном это посуда и утварь, употребляемые при еде, да и сами натюрморты имитируют так называемые "голландские завтраки". Из продуктов Флегель чаще всего изображает краюху хлеба, селедку или какую-нибудь другую рыбу на блюде, разнообразные дары рек и моря, овощи и фрукты. Любимым мотивом художника становится изображение насекомых, птичек или грызунов, которые всегда оживляют его натюрморты. Часто Флегель вводит изображение горящей свечи, что дает художнику возможность передать игру света и тени. Таковы, например, его натюрморты в кельнском музее Вальраф-Рихартс или во Франкфуртском историческом музее.
Флегель подчас натуралистичен, но ему нельзя отказать в высоком живописном мастерстве. В его натюрмортах предметы соединены с наивной искусственностью; более важным он считает выявление декоративного смысла цвета или объема. Он использует локальный цвет и жестким контуром изолирует формы друг от друга. Каллиграфически выписывая все детали, мастер создает впечатление бесконечного ритмического орнамента. Таков, например, его натюрморт из собрания Государственного Эрмитажа ("Натюрморт с цветами и закуской").
Интересно, что при внешнем подражании голландской манере художник как бы держит в памяти традиции своих великих предшественников. Достаточно вспомнить великолепный натюрморт в знаменитом двойном портрете Гольбейна Младшего ("Посланники"). Там все предметы символичны, хотя их изображение совершенно реалистично. Так же символичны и песочные часы в эрмитажном натюрморте Флегеля, напоминающие о суетности всего земного.
На ранней стадии своего развития натюрморт с трудом еще воспринимался как самостоятельный жанр. Недаром сам термин возник только в середине XVII столетия. Многие натюрморты, в том числе и Флегеля, излишне перегружены; художники как бы боятся пустоты, стремясь заполнить предметами всю плоскость картины. Преобладает интерес к отдельному предмету и единичной форме. Но именно здесь закладываются основы той необыкновенной цельности и композиционной свободы, которая характерна для наивысшего расцвета натюрморта в XVII веке.