10.12.2012

Алимов, Мирзо-Рахмат (1888-1971)

Накош — так уважительно называют в Таджикистане народных мастеров орнаментальной росписи, искусства, уходящего своими корнями вглубь веков. Своей фантазией и мастерством таджикские накоши некогда славились на всю Среднюю Азию. Их приглашали для украшения мечетей, общественных зданий, караван-сараев, медресе и жилых домов. Ислам запрещал изображать человека, и одаренность народов, исповедовавших эту религию, нашла свое выражение в условном искусстве орнамента. Монументальная роспись, достигшая совершенства в средние века, к концу XIX столетия постепенно пришла в упадок. Лишь после Октябрьской социалистической революции были созданы условия для возрождения национальных ремесел и монументальной росписи.

В советское время орнаментальная роспись вновь заняла важное место в народном таджикском искусстве. Среди тех мастеров, которые участвовали в становлении советского народного таджикского искусства, был талантливый накош М. — Р. Алимов, известный своим особенно бережным отношением к национальным традициям.

Мирзо-Рахмат Алимов родился в Ходженте, древнем культурном центре Средней Азии. Его учителем был мастер Н. М. Нигматов. Мирзо-Рахмат работал в различных техниках: он и расписывал по дереву, занимался резьбой по алебастру, но прославился прежде всего как искусный мастер в труднейшей технике "кундаль" — росписи с золоченым рельефом. Эта техника была известна уже самаркандским мастерам XIV века. Орнаментальный стиль росписей "кундаль" начиная с этого времени распространяется во многие центры Средней Азии и живет, в частности, на протяжении столетий в орнаментальном искусстве Самарканда. Прототипом "кундаль" было, вероятно, самаркандское золотое шитье по синей ткани, известное по сохранившимся образцам XII-XIV веков. Очевидно, именно поэтому росписи в стиле "кундаль" делали в виде панно, имитируя ткань или ковер, висящий на стене. Фон этих панно бывает, как правило, густо-синего или бирюзового цвета. Растительные и геометрические арабески, симметрично располагаясь относительно центра композиции, образуют разнообразные вписанные фигуры и медальоны: "ислими", "гирихи", "мадохили", "турунджи". Построение таких орнаментов является целой наукой, а выполнение их требует совершенного мастерства.

В советское время монументальная роспись, орнаментальные панно находят широкое применение в оформлении общественных сооружений нового типа — дворцов культуры, клубов, красных чайхан, домов колхозника, библиотек. Если жилые дома строятся по освященным веками традициям, то общественные здания возводятся по законам нового времени, предоставляя живописцам-монументалистам широкие плоскости стен для украшения.

Поскольку в первые годы советской власти национальная реалистическая школа живописи еще только складывалась в Таджикистане, облик строящихся городов, в частности Душанбе, создавали работы именно народных мастеров. Так на новой основе формировался традиционный для Средней Азии синтез архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Алимов активно участвовал в украшении строящегося Душанбе, выполняя стенные росписи различных общественных зданий. Особенно значительной его работой в 30-е годы была роспись здания Верховного Совета ТаджССР. Созданная целиком в национальных традициях, она демонстрирует красочность и самобытность народного орнамента.

Еще более увеличивается интерес к национальным традициям в архитектуре и росписи в 50-е годы. Имена мастеров старшего поколения, народных резчиков и живописцев Ю. Баратбекова, М. Алимова, Ю. Раупова приобретают широкую известность. В послевоенные годы в Душанбе, Ленинабаде, Пенджикенте строятся здания, в художественном оформлении которых принимают активное участие народные мастера. Создаются проекты сооружений, в которых используются национальные формы. Примером подлинного синтеза архитектуры и народных ремесел является чайхана "Рахат" в Душанбе (архитектор К. Терлецкий). В создании декоративного убранства чайханы участвовали М. — Р. Алимов, Ю. Раупов, X. Саидов — народные мастера росписи и резьбы. Другой значительной работой таджикских архитекторов и художников в 50-е годы было новое здание Государственной публичной библиотеки им. Фирдоуси в Душанбе (архитектор С. Анисимов). К оформлению интерьеров библиотеки был привлечен и народный мастер М. Алимов. Орнаментальные обрамления монументальных живописных панно общего читального и юношеского залов, а также декоративное украшение потолков являют собой пример удачной переработки традиционного узора-мотива "ваза с цветами" в исполнении народного мастера.

Многие народные художники в 50-е годы видоизменяли орнамент; нарушая плоскостность изображения, трактовали традиционные мотивы объемно. Так, например, народный мастер Ю. Раупов изображает старинный мотив "ваза с цветами" не как элемент орнамента, а как самостоятельный натюрморт, моделируя полутонами лепестки цветов. Работы Алимова всегда выдержаны в рамках традиций плоскостного орнаментализма. Современные мотивы: индустриальные пейзажи нового Таджикистана, портреты строителей нового общества — народный мастер стремится вводить лишь в соответствии с особенностями условного искусства орнамента. Этот принцип работы он соблюдал в монументальной живописи, ему же следовал и в панно "кундаль". Например, узор таджикского орнамента, стилистически весьма своеобразный, образует изгибами стеблей растений затейливые розетки и медальоны, причем фон такой каждой ячейки имеет свой цвет. Но если раньше поле розеток заполняли изображениями цветов и листьев, то теперь художник использует привычную форму медальона как фон для изображения профилей великих людей, гербовых щитков, торжественных надписей и т. п. Таково панно в технике "кундаль", выполненное Алимовым в 1970 году к столетию со дня рождения В. И. Ленина. За эту работу старейший художник Таджикистана был удостоен высшей награды ТаджССР за достижения в области искусства — премии им. Рудаки.

Народный художник Таджикской ССР с 1959 года М. — Р. Алимов не раз показывал свое искусство на выставках советских таджикских художников, на республиканских выставках в Душанбе и Москве. В связи с декадой ТаджССР в апреле-мае 1957 года его произведения в составе большой выставки таджикских мастеров увидели в Москве, Ленинграде и Риге. Стремясь сохранить традиции таджикской монументальной росписи, Алимов преподавал с 1957 года в Художественном училище в Душанбе, передавая свой опыт ученикам.

Е. Любимова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.