ван де Велде, Анри (1863-1957)
Анри ван де Велде был широко и разносторонне одаренной натурой. Он занимался живописью, литературой, музыкой, заслужил признание как архитектор, проектировал и выполнял заказы по оформлению интерьеров, был выдающимся педагогом, теоретиком архитектуры и прикладного искусства.
По происхождению ван де Велде бельгиец, но он работал не только в Бельгии, но и в других странах Европы — Германии, Голландии, Швейцарии. Художник родился в 1863 году в Антверпене и получил образование как живописец в антверпенской Академии искусств. В середине 80-х годов ван де Велде был учеником модного светского портретиста Э. А. Каролюс-Дюрана в Париже. Раннее его творчество отмечено чертами импрессионизма.
С 1888 года ван де Велде становится членом "Группы XX" в Брюсселе. Это объединение, куда входили бельгийские и французские художники, поставило своей целью знакомство брюссельской публики с лучшими произведениями искусства других стран. Членами его были — О. Роден, Ф. Ропс, Ф. Кнопф, Дж. Энсор, Я. Тоороп, Ж. Минне, П. Синьяк и другие. Постепенно круг интересов организаторов "группы" расширялся. На выставках стали показывать произведения не только живописи, но и декоративно-прикладного искусства. Здесь устраивались концерты, на которых исполнялись произведения современных (в том числе и русских) композиторов. Здесь читали доклады по проблемам современного искусства, устраивали лекции для рабочих.
"Группа XX" стала центром распространения новых художественных идей в Бельгии. Она была распущена в 1893 году, так как большинство ее участников считало, что это объединение выполнило свои задачи. Вместо нее было организовано общество "Свободная эстетика" (1893 -1914). Это общество больше отвечало потребностям художественной жизни Бельгии рубежа веков. Все развитие стиля модерн было связано с подобными художественными объединениями, создатели которых ориентировались не на поддержку государства, как это было в прошлом, и не на заказы меценатов, хотя они были важной опорой, а на самую широкую публику, на воспитание вкуса масс, к которым они обращали свое искусство. Их творчество имело не только станковое выражение, но и прикладное. Выпускались гравюры и литографии, делались проекты мебели, эскизы одежды, афиши, книжные иллюстрации, выполненные в едином декоративном стиле.
Одним из тех направлений, представители которого соприкасались с модерном, был неоимпрессионизм. Картины главы этого направления Жоржа Сёра, показанные в Брюсселе на выставке "Группы XX", оказали большое влияние на нескольких бельгийских художников, а защитником неоимпрессионистов в критике стал поэт Эмиль Верхарн.
К числу бельгийских неоимпрессионистов принадлежал и Анри ван де Велде. Он был дружен с французским художником Полем Синьяком, другом Сёра и страстным проповедником его идей.
Программно выдвинутый неоимпрессионистами "научный" метод работы живописца был созвучен идеям самого ван де Велде. Этот метод ограничивал художника системой определенных законов и правил, ставил целью изучение и наблюдение форм натуры ради их стилизации. Неоимпрессионисты прежде чем приняться за работу, продумывали картину во всех ее главных линиях и цветовых контрастах. Природа служила им словарем; из увиденного извлекались лишь те элементы, которые могли быть включены в заранее намеченную художественную структуру произведения. Найденные художником наиболее выразительные характеристики — фигуры, дерева, корабля — постепенно приобретали устойчивый характер повторяющихся стилизованных форм.
Этот метод и разработанный в нем точечный, пуантилистский мазок сковывал живописцев, многие из них увлекались им недолго. Однако знание приемов нового метода способствовало сложению в творчестве декораторов и архитекторов единого стиля модерн. В живописных работах ван де Велде и в его пастелях все большую роль приобретает гибкая, стилизованная линия, очерчивающая контуры предметов и силуэты фигур.
Художник сотрудничает с бельгийской рабочей партией и с "Новым университетом" — вузом для народа. Он увлекается идеями У. Крейна и У. Морриса, связанными с обновлением прикладного искусства. Ван де Велде разделяет утопические воззрения тех времен — мечту о переустройстве буржуазного общества путем развития нового искусства, расширения сферы творчества, которое в идеале должно было проникнуть во все области труда и быта.
С 90-х годов художник переходит к проектированию мебели, а затем к архитектурному творчеству. Особое значение он придавал интерьеру как среде, непосредственно воздействующей на формирование культуры человека.
Первой архитектурной постройкой ван де Велде был его собственный дом — "Блуменверф" в Эккле близ Брюсселя. Здесь все детали архитектуры и убранства вплоть до платьев хозяйки дома были задуманы и осуществлены художником как единый ансамбль. Высший расцвет творчества ван де Велде — первые полтора десятилетия нашего века. Он переезжает в Германию. Здесь он проектирует виллы, мебель, столовую посуду, участвует в создании мюнхенского "Веркбунда" — объединения художников, промышленников и специалистов разных областей, ставившего целью эстетизацию ручной и промышленной продукции. Ван де Велде был одним из основателей Школы прикладного искусства в Веймаре, и его идеи оказали влияние на систему преподавания в Баухаузе.
Ван де Велде хотел во все искусства ввести "новый стиль". В художественном творчестве он пытался найти такие законы, которые основывались бы "на органическом единстве чувственного восприятия и разума". От художников он требовал, чтобы они выявляли присущие материалу выразительные особенности и не стремились подражать образцам прошлого.
Ван де Велде был не просто художником, педагогом и архитектором, его теория — это своего рода философия искусства и архитектуры. Вокруг выставок его учеников и опубликованных теоретических работ разворачивались дискуссии, затрагивавшие коренные вопросы искусства XX века. По словам одного из современников, само имя ван де Велде тогда означало определенную программу. Идеи ван де Велде, пафос его призыва к синтезу всех искусств остаются актуальными и для дизайна наших дней: "Красота, тесно связанная с материалом, может открыть путь к чувствованию такой глубины, какая вообще может существовать в жизни... Познание основных принципов красоты, принципов жизни материала установило бы новое родство между искусствами, которые до сих пор не были тесно связаны между собой и не чувствовали особой близости. Эта связь между весьма различными искусствами — дело новое, предпосылки той эпохи расцвета, когда больше не будут признавать границ, обусловливающих каждое искусство; этот расцвет будет беспрепятственно шириться, потому что он будет вытекать из того же родника, который питает все искусства, и исходить из тех же ясных потребностей, которые определяют основу нашей жизни. Очистить эти потребности, одухотворить их и увековечить — в наших силах".